Сенсорное восприятие

Сенсорные системы человека являются частью его нервной системы, способной воспринимать внешнюю для мозга информацию, передавать ее в мозг и анализировать. Получение информации от окружающей среды и собственного тела является обязательным и необходимым условием существования человека. Термин «сенсорные (лат. sensus — чувство) системы» сменил название «органы чувств», сохранившееся только для обозначения анатомически обособленных периферических отделов некоторых сенсорных систем (как, например, глаз или ухо). В отечественной литературе в качестве синонима сенсорной системы применяется предложенное И. П. Павловым понятие «анализатор», указывающее на функцию сенсорной системы.

Все сенсорные системы состоят из периферических рецепторов, проводящих путей и переключательных ядер, первичных проекционных областей коры и вторичной сенсорной коры. Сенсорные системы организованы иерархически, т. е. включают несколько уровней последовательной переработки информации. Низший уровень такой переработки обеспечивают первичные сенсорные нейроны, которые расположены в специализированных органах чувств или в чувствительных ганглиях и предназначены для проведения возбуждения от периферических рецепторов в центральную нервную систему. Периферические рецепторы — это чувствительные высокоспециализированные образования, способные воспринять, трансформировать и передать энергию внешнего стимула первичным сенсорным нейронам.

Центральные отростки первичных сенсорных нейронов оканчиваются в головном или спинном мозге на нейронах второго порядка, тела которых расположены в переключательном ядре. В нем имеются не только возбуждающие, но и тормозные нейроны, участвующие в переработке передаваемой информации. Представляя более высокий иерархический уровень, нейроны переключательного ядра могут регулировать передачу информации путем усиления одних и торможения или подавления других сигналов. Аксоны нейронов второго порядка образуют проводящие пути к следующему переключательному ядру, общее число которых обусловлено специфическими особенностями разных сенсорных систем. Окончательная переработка информации о действующем стимуле происходит в сенсорных областях коры.

Сенсорные системы человека обеспечивают:
1) формирование ощущений и восприятие действующих стимулов;
2) контроль произвольных движений;
3) контроль деятельности внутренних органов;
4) необходимый для бодрствования человека уровень активности мозга.

Ощущение представляет собой субъективную чувственную реакцию на действующий сенсорный стимул (например, ощущение света, тепла или холода, прикосновения и т. п.). Однородные сенсорные стимулы активируют одну из сенсорных систем и вызывают субъективно одинаковые ощущения, совокупность которых обозначается термином модальность. Самостоятельными модальностями являются осязание, зрение, слух, обоняние, вкус, чувство холода или тепла, боли, вибрации, ощущение положения конечностей и мышечной нагрузки. Внутри модальностей могут существовать разные качества, или субмодальности; например, во вкусовой модальности различают сладкий, соленый, кислый и горький вкус. На основе совокупности ощущений формируется чувственное восприятие, т. е. осмысление ощущений и готовность их описать. Восприятие не является простым отражением действующего стимула, оно зависит от распределения внимания в момент его действия, памяти о прошлом сенсорном опыте и субъективного отношения к происходящему, выражающегося в эмоциональных переживаниях.

Сенсорное восприятие включает следующие этапы:
1) действие раздражителя на периферические рецепторы;
2) преобразование энергии стимула в электрические сигналы — потенциалы действия, возникающие в первичном сенсорном нейроне;
3) последующую переработку передаваемых сигналов на всех иерархических уровнях сенсорной системы;
4) возникновение субъективной реакции на раздражитель, представляющей собой восприятие или внутреннее представительство действующего стимула в виде образов или словесных символов.

Указанная последовательность соблюдается во всех сенсорных системах, отражая иерархический принцип их организации.

Все сенсорные системы состоят из периферических рецепторов, проводящих путей и переключательных ядер, первичных проекционных областей коры и вторичной сенсорной коры. Сенсорные системы организованы иерархически, т. е. включают несколько уровней последовательной переработки информации. Низший уровень такой переработки обеспечивают первичные сенсорные нейроны, которые расположены в специализированных органах чувств или в чувствительных ганглиях и предназначены для проведения возбуждения от периферических рецепторов в центральную нервную систему. Периферические рецепторы — это чувствительные высокоспециализированные образования, способные воспринять, трансформировать и передать энергию внешнего стимула первичным сенсорным нейронам.

Глава 41. Сенсорное восприятие

Как уже понятно, любой человек воспринимает мир через глаза, уши, ощущения, нос и язык. То есть воспринимает информацию через 5 органов чувств. Органы чувств имеют разные названия, и я их чаще всего буду называть системами восприятия, или модальностями. То есть будут использоваться в тексте Визуальная (что вижу), Аудиальная (что слышу), Кинестетическая (что чувствую), Олфакторная (что воспринимаю на запах) и Густаторная (что воспринимаю на вкус) системы восприятия (или модальности). Обычно олфакторную и густаторную системы восприятия объединяют в кинестетическую, так как описывать эти системы удобнее всего комплексно через эмоции.

Обращаетесь ли Вы при лечении к специалистам?
Да, так быстрее, чем искать, то что может быть симптомом 10-20 болезней.
39.93%
Обычно не обращаемся, убираем симптомы и все проходит само.
22.16%
Лечимся только сами, да плохо заниматься самолечением, но бывает это лучше и быстрее чем обратиться к врачу(запись, очереди, непонятные назначения), быстрее сам себе поможешь.
37.91%
Проголосовало: 546

Еще я упоминал, что любой человек обладает одной-двумя системами восприятия, более развитыми, чем остальные. То есть ему более удобно воспринимать мир через визуальные образы, и дополнять это описание звуками и ощущениями.

Важно! В некоторой литературе может встретиться слово типа «визуал» или «аудиал». Обычно подразумевается, что человек воспринимает мир только через звуки или образы. Это в корне неверно, потому что какой бы аудиал аудиальным не был, он тоже видит и чувствует, просто в этот момент времени он предпочитает пропускать информацию в первую очередь через аудиальный фильтр, потом через все остальные. То есть аудиалов, визуалов и кинестетиков нет. Есть люди, которые в один момент времени предпочитают одну систему восприятия. Ее часто называют предпочитаемой, или ведущей.

Так вот. Это все классно, только зачем это нужно? Очень просто. Человек обладает не только фильтрами обработки информации, но и интересным механизмом использования этих фильтров даже в передаче информации. То есть фильтр получается двунаправленным, и, например, фильтр предпочитаемой модальности сработает и во время донесения информации в разговоре, то есть в первую очередь будут звучать слова предпочитаемой системы. И сейчас про это будем говорить подробнее.

Мы уже знаем про модальности достаточно много. Осталось только понять, что с этим всем делать. Использование достаточно простое – это можно использовать для себя, можно использовать для более комфортного общения с другими людьми.

Для себя можно взять навык «растяжек» систем восприятия, то есть развитие чувствительности в пределах одной модальности. Мы можем развить навыки слышать больше звуков, видеть больше звуков, различать более тонкие запахи, и ценить выдержанные вина. Чем более комплексное наше восприятие мира, тем больше радости этот мир может нам подарить, и если мы видим наш мир, слышим наш мир, чувствуем свои состояния, то мы получаем доступ к очень хорошему и полному проживанию нашей жизни.

Для других людей использовать понимание этого фильтра еще проще. Для того, что бы использовать эти знания, нам достаточно заметить особенности восприятия мира человеком, а потом общаться с ним, выдавая ему ту информацию, которую он лучше использует. То есть, грубо говоря, с аудиальным человеком мы будем говорить о музыке, а о живописи с визуальным. И человеку будет просто легко и приятно с нами говорить.

Использование этого фильтра в общении повышает комфортность общения.

Как поймать модальность за хвост

Заметить, о чем говорит человек, очень просто. Достаточно более или менее внимательно его слушать. А вот понять, как он говорит поначалу очень непросто, ведь нужно человека слышать. А это не каждый себе может позволить. С другой стороны, понятия этого фильтра модальностей пронизывает нас на глубинном уровне, и поэтому можно понять предпочитаемую систему восприятия не только по словам человека, но и по его жестам, речи и даже направлению взгляда.

Читайте также:  На сколько дней задержка месячных считается нормальной в 49 лет

Самый простой способ определить предпочитаемую модальность человека – внимательно его послушать. Визуал будет говорить визуальным языком, то есть рассказывать о туманном прошлом и ярких перспективах, ясном понимании и темных планах конкурентов. Аудиал будет говорить про звонок проблем или тихом преимуществе. Ну и кинестетик расскажет о давящих проблемах, лежащих тяжким грузом на его плечах. В НЛП есть понятия сенсорных слов, то есть слов, которые могут быть только из одной системы восприятия. Например, слово «яркий» может быть только визуальным. И по тому, какие слова чаще всего использует человек, можно определить его предпочитаемую модальность.

Сенсорно окрашенные слова

1. Визуальная система. Яркий, четкий, ясный, цветной, контрастный, темный, бледный, мерцать, сиять, прозрачный, темный, огненный, созерцать, ясновидящий, мелькать, смотреть, видеть.

2. Аудиальная система. Звучит, звонкий, громко, тихо, глухо, петь, хрипеть, шлепать, бурлить, выть, урчать, тиканье, мяукать, кричать, орать, плакать, хныкать, музыкальный, чмокать, рассказывать, эхо.

3. Кинестетическая система. Твердый, мягкий, упругий, теплый, ощущать, мокрый, сухой, весомый, гладить, мять, мыть, кусать, кислый, сладкий, соленый, терпкий, легкий, колючий, ощущать, чувствовать.

Разумеется, что это далеко не самый полный список сенсорно окрашенных слов. Ты можешь сам найти еще пару сотен, если сядешь и допишешь эту таблицу в спокойной обстановке. Кстати, это и рекомендую сделать в первую очередь для понимания этой модели.

Кроме этих слов, которые являются сенсорно окрашенными, существуют слова, которые относятся ко всем системам восприятия одновременно. В основном это оценочные слова, вроде большой, маленький, обычный, хороший. Эти слова вне контекста просто обычные слова, и только в паре с модальными словами они являются тоже модальными. То есть, слово «большой» не указывает ровным счетом ничего. И кроме этого «никакого» слова, в нашем языке существует множество слов, которые вообще ни к какой модальности не относятся. Это абсолютно нормально.

И в конце этого раздела расскажу про весьма интересный механизм, который существует в нашем языке. Это механизм называется синестезия. Синестезия – это смешение слов из разных модальностей. Например, услышать запах, увидеть звук, сделать яркость погромче. Эти слова интересны сами по себе, почему – смотрите главу про трансы. А с точки зрения наших фильтров восприятия, синестезия используется для получения доступа от ведущей системы восприятия к второстепенной. «Слышу запах», в данном случае – переход от аудиальной системы восприятия к олфактороной.

Как увидеть модальность без слов

Кроме вербального проявления модальности, то есть при помощи слов, существует невербальная проявленность, которая есть в нашем теле. И это помогает нам определить ведущую модальность человека очень точно, гораздо точнее, чем по словам. Основных ключей несколько: голос, жесты, взгляд.

Для начала распишем проявления модальностей и их внутреннее протекание:

Визуальная модальность самая быстрая у человека, она позволяет мгновенно получать доступ к очень большим объемам информации, и одновременно к нескольким объектам. То есть мы можем видеть одновременно несколько образов, их сравнивать, изменять и играть с ними.

Аудиальная модальность несколько медленнее визуальной, и она дискретна, то есть, подвержена внутреннему ритму. Особенностью этой модальности является последовательность, то есть мы редко можем вспомнить вторую строку третьего куплета песни «в лесу родилась елочка», если не прокрутим эту песню с самого начала. Аудиальная модальность редко используется для обработки информации, и у этой модальности обычно используется не более двух источников звука.

Кинестетическая модальность самая интересная. Для начала, можно разделить наши чувства на внешние, то есть то, что мы ощупываем и нюхаем, и на внутренние, то есть на наши эмоции. Одновременно мы можем чувствовать ровно одну эмоцию, которая перетекает в другую последовательно и достаточно медленно. Кинестетика всегда реальна, то если мы вспоминаем ощущения, то мы в них погружаемся. Еще одна интересная особенность этой системы восприятия состоит в том, что в ней нельзя заниматься конструированием. И если мы можем визуально или аудиально фантазировать, то кинестетически мы это делать не можем. Как только мы что-то там представим себе, то тут же погрузимся в это состояние. Это очень интересно.

И это описание характерно для многих аспектов нашей телесности. Давайте сделаем сводную таблицу характерных признаком предпочитаемой системы восприятия:

Телесные различия по предпочитаемым модальностям

Кстати, при всей своей необычности последний пункт таблицы имеет место быть. С другой стороны, он приведен как подтверждающий выводы. Если девушка с тобой занимается сексом, тебе имеет значение ее ведущая модальность?

Как смотреть на распальцовки

Тут мы немного подробнее остановимся на жестах, определяя ведущую модальность по жестам. В литературе по НЛП и многих семинарах предлагается следующая схема ВАК жестов. Визуальные жесты проходят высоко, кинестетические низко, аудиальные посередине. С другой стороны, дядя Костя Коваленок в свое время предложил очень интересную теорию, которую я долго проверял и подтвердил на опыте.

Более точная система отсчета жестов по модальностям – от человеческого тела. То есть кинестетические жесты могут быть на уровне головы, но если они вплотную к ней приближены. То есть можно рассматривать жесты по удаленности от тела – и получается 3 зоны жестикуляции.

Первая – вплотную к телу, не более расстояния ладони, кинестетическая зона. Можно почесать нос, пошебуршить волосы, потрогать шею или обхватить себя руками – все это будет из области кинестетических жестов.

Вторая – от ладони до локтя, плавные жесты в этой зоне свидетельствуют о аудиальных предпочтениях.

Третья – от локтя до упору. Визуальные, широкие, быстрые жесты.

Сразу хочу заметить, что любой признак модальности является обобщением большого уровня, и у конкретного человека может совсем даже не работать. Работать будет совокупность признаков. То есть, медленный голос, большие паузы между словами, красноватое лицо, медленное и глубокое дыхание, и визуальные предикаты будут свидетельствовать о человеке, который вообще по жизни предпочитает кинестетическую модальность и рассказывает о своем визуальном опыте.

Так же есть еще люди, которые сильно развили в себе все системы восприятия. Например, я, простите за скромность. Тут уже не имеет значения, в какой модальности говорит такой человек – потому что он, скорее всего, каждую секунду будет ее изменять, давая очень полное и красивое описание.

И после того, что вы тут про этот фильтр узнали, вам осталось только одно. Использовать его. Для начала, научитесь слушать людей, потом слышать, определяя его предпочитаемые модальности. Для этого достаточно посмотреть телевизор, где показывают непрофессиональных актеров и ведущих, то есть обычных людей. А потом, научись в разговоре проводить предварительную фильтрацию сам, для своего собеседника. То есть с визуалом говори визуально. Ты даже не сразу поймешь, почему речь идет проще и приятнее для вас обоих.

И маленькое предупреждение в конце – посмотри главу про процесс обучение и осознанное и неосознанное знание.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Глава 5 Восприятие и движение энергии

Глава 5 Восприятие и движение энергии Знаете, почему я не могу левитировать? Да потому, что у меня есть умище, а в нем знание о том, что этого не может быть, потому что не может быть никогда по законам сегодняшней физики, которая в свое время точно знала, что полет в космос –

Читайте также:  Нормы шевеления плода в 29 недель беременности

Сенсорное обогащение

Сенсорное обогащение Первый подход строится на последовательном изучении каждой сенсорной возможности. Объектная концентрация — это способность неподвижно фиксировать взгляд на конкретном объекте в течение продолжительного периода времени. Важнейшее требование к

2. ВОСПРИЯТИЕ

2. ВОСПРИЯТИЕ Восприятие — основа бытия.Восприятие является тем, что приводит нас в сознание.Сознание приходит и уходит.Восприятие присутствует всегда, даже когда не ощущается.В сознании мы склонны ассоциировать комплекс тело/разум с одним из двух состояний:

Восприятие

Восприятие Восприятие – высокочастотная структура, имеющая огромную силу. Восприятие человека континуально, т. е. объёмно и многомерно, благодаря чему человек может оперировать абстрактным и многомерно рассматривать ситуации.На уровне физического тела функцию

Глава 40. Восприятие и передача информации. Естественные механизмы обработки информации

Глава 40. Восприятие и передача информации. Естественные механизмы обработки информации Зато я нюхаю и слышу хорошо… Из «садистского» стишка Мы всегда, каждую секунду жизни, получаем гигантские объемы информации. Мы живем внутри информации, мы живем информацией, и

Глава 3 — НЕВИННОЕ ВОСПРИЯТИЕ

Глава 3 — НЕВИННОЕ ВОСПРИЯТИЕ I. Искупление без жертвы 1. Прежде чем окончательно исчезнут остатки страха, всё еще ассоциируемого с чудесами, следующее положение должно всецело проясниться. Не распятие учредило Искупление, а воскресение. Многие искренние христиане поняли

Глава 21 — ВОСПРИЯТИЕ И ЗДРАВЫЙ СМЫСЛ

Глава 21 — ВОСПРИЯТИЕ И ЗДРАВЫЙ СМЫСЛ Введение 1. Проекция рождает восприятие. Мир видимый тобой есть всё, что ты пожаловал ему, не более. Но, если он — не более » того, он — и не менее. Поэтому он важен для тебя. Мир есть свидетель умонастроения, он — внешняя картина твоего

Глава 1. Восприятие (Пратьякша)

Глава 1. Восприятие (Пратьякша) В «Веданта-сьямантаке» (1.2) Шрила Баладева Видьябхушана определяет чувственное восприятие как индрьяртха санникарше пратьякшам, «непосредственный контакт органов чувств со своими объектами». В результате подобного контакта приобретается

Восприятие и ум

Восприятие и ум Строгие эмпирики считают, что восприятие является наиболее точным, когда влияние ума на чувства сведено к минимуму. Ученый должен тщательно наблюдать за миром, не позволяя предвзятым представлениям влиять на его объективность. Высмеивая это

7.4. Восприятие мира

7.4. Восприятие мира Ощущая себя живущими в этом мире, мы не можем представить себе другую картину постижения. Мы отличаемся по своему характеру, настроению, возрасту, образованию, однако в конечном итоге воспринимаем одну и ту же картину мира. Есть разного рода

Кинестетическое восприятие

Кинестетическое восприятие Если вы хотите восстановить свою способность воспринимать жизненную энергию через непосредственные ощущения, вам следует целенаправленно развивать свои органы чувств и переобучить свой головной мозг, настроив его на осознанное восприятие

Визуальное восприятие

Визуальное восприятие Когда человек произносит слово «видеть», он, как правило, подразумевает способность физически воспринимать видимый световой спектр. К нему относится электромагнитное излучение с длиной волны от 380 (фиолетовое) до 780 (красное) нанометров. Когда такие

Глава 41. Сенсорное восприятие

Аурика Ковалык
Сенсорное восприятие

Сенсорное восприятие

Сенсорный, чувственный опыт служит источником познания мира. От того, как малыш слышит, видит, как он воспринимает мир осязательным путем, во многом зависит его нервно-психическое развитие. В раннем детстве малыш особенно чувствителен к сенсорным воздействиям. Упущения в формировании сенсорной сферы малыша на ранних этапах его развития компенсируется с трудом, а порой невосполнимы. Наиболее яркими для чувственного опыта малыша являются такие признаки предметов окружающего мира, как цвет, форма, величина. Ребенок второго года жизни будет прекрасно различать цветовые оттенки, формы, величины, если его с рождения окружают предметы разной формы, величины, находящиеся на различном расстоянии друг от друга в пространстве. В противном случае, если малыш находится в однообразной обстановке, сенсорные системы, направленные на восприятие окружающего, не только не развиваются, но могут постепенно атрофироваться за ненадобностью. В более старшем возрасте развитие восприятия идет медленнее, труднее и становится качественно иным.

Итак, всему свое время. На втором году жизни малыша внимание взрослых может быть направлено на то, чтобы научить ребенка использовать сенсорные способности при выполнении различных действий с предметами. У малыша формируются комплексные системы восприятия предметов в процессе действий с ними на основе различных сенсорных актов. Так, малыш узнает по форме, величине ложку и чашку, большую, маленькую. И в этом узнавании значим чувственный опыт, связанный с этим предметом. Среди ряда предметов ребенок узнает именно свою чашку, а не парадные чашки из сервиза в серванте, которые он никогда не держал в руках. Именно ложкой он ест, а из чашки пьет, поэтому он их запоминает не только зрительным, но и осязательным путем. Короче говоря, при знакомстве с ложкой запоминается и форма, и величина, и цвет, и вес, и ее пространственное расположение.

Обратите внимание, как малыш учитывает все эти свойства предметов. А мышечные усилия! Ведь ложку надо не только взять, но и удержать в руке, на весу, зачерпнуть в нее пищу, держа ровно, донести до рта. Все это только на первый взгляд легко и просто для малыша. А ведь на самом деле все эти умения — целый университет для ребенка.

Как видим, комплекс сенсорных систем включается тогда, когда малыш сам пьет из чашки, берет свою обувь, надевает на голову шапку, одевается или раздевается. Вот почему очень важно давать ребенку возможность самому действовать с разнообразными предметами, обогащая его чувственный опыт.

И в этих умениях сенсорный, чувственный опыт играет первую скрипку. Ведь малышу надо зрительно определить то место, где надо поднять ногу для перешагивания, рассчитать силу прыжка. Именно комплекс сенсорных систем, задействованный в движениях малыша, дает ему бесценный опыт. Вполне возможно, что в быту постепенно, шаг за шагом, ребенок стихийно разовьет свои сенсорные способности. Но, к сожалению, зачастую дело обстоит по-другому. Если малышу не дают в руки предметы для манипулирования, то в школе он, как правило, затрудняется в учебе, особенно в письме, черчении и т. п.

Итак, как же лучше организовать формирование сенсорных навыков?

Малыш различает довольно много цветовых тонов и оттенков, разнообразную форму, определяет величину предметов.

Исследователи раннего детства считают, что лучше всего малыша знакомить с классическим набором цветовых тонов,цветами спектра: красным, оранжевым, желтым, зеленым, синим, фиолетовым, а также белым и черным. Все остальные две тысячи цветовых тонов и оттенков являются производными от спектральной основы. Классическими образцами формы являются круг, квадрат, прямоугольник, треугольник и овал. Характеристика величины предметов сводится к словам «большой» и «маленький». Большие трудности испытывает малыш, когда взрослые требуют от него названия цвета, формы, величины. Не обольщайтесь, если малыш правильно назвал какой-либо признак предмета, он просто подражает вам, но может совершенно не соотносить слова-названия и конкретный цвет или форму предметов.

Итак, подождите со словами, лучше присмотритесь, как малыш учитывает форму, цвет, величину предметов в своих практических действиях. Всем детям данного возраста доступны действия на группировку или сортировку одинаковых предметов,отличающихся только одним каким-либо признаком: или цветом, или формой, или величиной. С этой целью в домашних условиях можно использовать кубики, шарики или кольца от пирамидок. Подберите 5 больших и 5 маленьких колец одинакового цвета и формы и покажите их полуторагодовалому ребенку. Малыш сразу же схватит скорее всего большое кольцо.Скажите ему: «Ой, какое красивое кольцо! Дай его мне». Положите кольцо на свою ладонь так, чтобы малыш хорошо его видел,спросите: «Где еще такое? Посмотри, покажи, где оно, дай его мне».

Если ребенок схватывает первое попавшееся кольцо, верните его на место и предложите посмотреть на кольцо, которое уже лежит у вас на ладони.

Читайте также:  Ктг 170 на 39 неделе

Почему именно по пять колец той или иной величины? Это объясняется особенностью восприятия маленького ребенка. Оно довольно-таки поверхностное, и первый порыв направляется не на рассматривание и сравнение величины или других признаков, а на схватывание. Схватив первое кольцо, он обследует его осязательным путем, чувствует фактуру, величину, толщину — все вместе взятое, может потащить в рот. Однако вы предлагает малышу отдать его вам, он схватывает другое, скорее всего такое же. Второй идентичный предмет можно в рот не тащить, невкусно, и по предложению взрослого ребенок рассматривает его внимательно, переводит взгляд на кольцо, которое уже отдал. Вот здесь-то восприятие и начинает идти вглубь. Вот здесь-то только и возникает потребность сравнивать два одинаковых предмета. Апогея сравнение достигает у малыша только при третьей попытке подобрать идентичный предмет, при четвертой -остается на том же уровне.

Если нет достаточного количества предметов для сравнения, сопоставления или если слишком много разнообразных игрушек, то не исключено, что ребенок останется на первой стадии поверхностного восприятия, на уровне хватания, бросания и т д

Итак, малыш, довольно легко сортирует по величине кольца одинакового цвета, размера. А вот теперь ему таким лее образом предложите рассортировать круглые и квадратные, круглые и овальные, прямоугольные и треугольные предметы одинакового цвета и величины. Можно использовать кубики и кирпичики, кубики и треугольные призмы из строительных наборов для детей. Малыш с радостью будет ими манипулировать, сортировать их, отбирая вначале предметы понравившейся формы.

Ребенку вполне доступна сортировка предметов, отличающихся друг от друга только по форме, причем малыш успешно справляется с сортировкой предметов пяти форм, но при этом он легко выбирает только из двух разновидностей форм Это могут быть сочетания круглой и квадратной, квадратной и прямоугольной, овальной и треугольной формы.

Аналогичные игры-занятия можно предложить ребенку и с кольцами разного цвета от пирамидки. Перемешайте произвольно пять белых и пять красных колец, покажите их малышу, посмотрите, кольцо какого цвета он схватит. Возьмите его себе, похвалив ребенка, и предложите посмотреть, где еще такое же, показать его вам. Так поочередно малыш отберет все кольца одного цвета.

Очень хорошо,если вам удастся подобрать по пять предметов шести цветов: красного, оранжевого, желтого, зеленого, синего, фиолетового, а также белого и черного. Голубой цвет детям этого возраста трудно воспринимать как самостоятельный тон. Даже взрослые, не считая его самостоятельным тоном, часто относят к светло-синему. На самом деле голубой цвет является промежуточным между зеленым и синим. Малыш, как

правило, успешно группирует,сортирует предметы как резко различны: красного и зеленого, желтого и фиолетового,так и близких: красного и оранжевого, оранжевого и желтого цветовых тонов.

Итак, знакомство детей второго года жизни с пятью формами, восемью цветовыми тонами, основными разновидностями величины — ключ к дальнейшей систематизации разнообразного сенсорного опыта.

Помимо заданий на группировку, сортировку однородных предметов, можно научить ребенка и соотносить разнообразные предметы либо по величине, либо по форме, либо по цвету. Можно подобрать к кубикам разного цвета кусочки бумаги или ткани соответствующих цветовых тонов. Бесконечную радость вызывает у вашего малыша яркий цвет предметов и действия с ними, в данном случае с кольцами. Их можно взять в руки, потрогать, повертеть, ощутить их гладкую поверхность.

Особенную ценность для сенсорного развития малыша представляют как игрушки, так и дидактические, обучающие пособия, которые могут сделать родители сами. Подберите картонную, а еще лучше фанерную коробку с несколькими съемными крышками (по типу пенала, только других пропорций и размеров). Вырежьте в одной из крышек по 4—5 отверстий круглой и квадратной формы. На другой крышке — круглой и овальной, на следующей — прямоугольной и треугольной формы. К каждому отверстию необходим вкладыш соответствующей величины или формы. В качестве вкладышей можно использовать склеенный в несколько слоев картон, но лучше деревянные детали такой толщины, чтобы они возвышались на один сантиметр над поверхностью крышки.

Размер крышки — — 17,5X35 см, а вкладыши не менее трех сантиметров. Именно этот размер оптимальный для руки ребенка. Более мелкие предметы малыш может проглотить, затолкать в ухо, «ели родители отвлекутся и недосмотрят. Если даете более мелкие предметы, то тогда уж, пожалуйста, не отвлекайтесь, следите за малышом во избежание неприятностей.

Малышу объясняют, что коробка — это домик с разными окошками и их можно закрыть. Поначалу ребенок будет ошибаться в подборе вкладышей и их размещении в отверстиях соответствующей формы, но очень скоро у вас на глазах он поумнеет и будет без предварительных примериваний закрывать правильно окошки в домике.

С помощью предлагаемого дидактического материала у детей вырабатываются приемы зрительного сравнения, сопоставления формы предметов, рука накапливает опыт захвата, удерживания предметов разной формы и их размещения в соответствующих отверстиях.

В процессе специальных игр-занятий малыш приобретает опыт управления своей рукой, который не всегда удается приобрести в быту в течение длительного периода

времени. В процессе разнообразных действий с предметами у ребенка накапливаются представления о форме, величине предметов, их пространственном расположении. Ребенок ставит кубики один на другой ровно, аккуратно. Получается высокая башня. Он накапливает сенсорный опыт, на чувственной основе постигая, что башню лучше делать из предметов одинаковой формы и величины, так как удобнее подгонять края, углы кубиков.

Богатый сенсорный опыт ребенок получает и действуя с различными кубиками, прямоугольными брусками, кирпичиками из строительных наборов. Малыш строит из них дорожку, подгоняет при этом узкий край кирпичика вплотную один к другому. Как видим,он вполне справляется с этой задачей: отбирает кубики для башни, кирпичики для дорожки, треугольные призмы для крыши домиков. Самые простые домики, которые строит ваш малыш, состоят из кубика и треугольной призмы в качестве крыши.

Не досаждайте ребенку многословностью. Пусть он внимательно смотрит, манипулирует, экспериментирует. Быстро и легко малыш усваивает «опредмеченные» названия. Так, брусок — — это кирпичик, треугольная призма — — крыша, овал — — огурчик, яичко, а круг — это и мячик, и шарик, и колесо и т. п.

Не требуйте от малыша обязательного запоминания названий цвета, формы. Гораздо важнее, чтобы он научился учитывать признаки предметов в практической деятельности, сортировал предметы по цвету или по форме, величине, сравнивал их, сопоставляя, накладывая и прикладывая в играх-занятиях.

Большую радость вы можете доставить малышу, если предложите отобрать красные яблоки в миску, а зеленые сложить в корзинку, попросите выбрать несколько больших картофелин. Не забудьте, что названия цвета, формы малышу трудны, а вот конкретный образец и слово «такой» помогают организовать действия ребенка.

В период раннего детства малыш наиболее чувствителен к сенсорным воздействиям. Именно в это время формируется чувство цвета, формы, соотношения величин и т. п.

Работа с природным материалом На занятиях с детьми с ограниченными возможностями здоровья я часто использую природный материал для создания разнообразных поделок. В мягкой.

Сенсорное воспитание детей раннего возраста В основе лежат цитаты из книг: Э. Г. Пилюгина «Занятия по сенсорному воспитанию с детьми раннего возраста» — М., «Просвещение», 1983 Л. А.

В процессе специальных игр-занятий малыш приобретает опыт управления своей рукой, который не всегда удается приобрести в быту в течение длительного периода

Давайте будем совместно делать уникальный материал еще лучше, и после его прочтения, просим Вас сделать репост в удобную для Вас соц. сеть.

Оцените статью
Супер мама всегда поможет — только лучшие советы