Первая улыбка ребёнка это не улыбка

НА ПРИЕМЕ У НЕВРОЛОГА
Признаки нормального развития ребенка
от 1 до 12 месяцев
Довольно часто молодые родители не вполне представляют себе, зачем нужен осмотр новорожденного неврологом. А между тем он позволяет своевременно заметить малейшие отклонения в развитии малыша. Только врач может оценить степень зрелости нервной системы малыша, потенциальные возможности его организма, особенности реакций на условия внешней среды, предотвратить нарушения развития или их последствия. Основы здоровья или нездоровья человека закладываются в самом раннем возрасте, поэтому своевременная диагностика и коррекция имеющихся нарушений – одна из основных задач, которую решает невролог при первом осмотре новорожденного.
К середине 1-го месяца, а иногда и раньше, дети начинают «осмысленно» оглядываться по сторонам, все дольше останавливая взгляд на заинтересованных их предметах. Первыми «объектами» повышенного внимания бывают лица самых близких людей – мамы, папы и тех, кто ухаживает за ребенком. К концу 1-го месяца ребенок начинает вполне осознанно улыбаться при виде любимых людей, поворачивать голову к источнику звука, недолго следить за движущимся предметом.

Большую часть суток новорожденный проводит во сне. Однако ошибаются те, кто считает, что спящий ребенок не воспринимает звуки окружающего мира. Младенец реагирует на резкие, громкие звуки, поворачивая голову к источнику звука, закрывает глаза. А если они были закрыты, то ребенок еще сильнее смыкает веки, морщит лоб, на лице появляется выражение испуга или недовольства, учащается дыхание, малыш начинает плакать. В семьях, где родители постоянно разговаривают на повышенный тонах, у детей нарушается сон, появляется раздражительность, ухудшается аппетит. Спетая мамой колыбельная, напротив, поможет ребенку спокойно заснуть, а ласковый доброжелательный тон, принятый в семье, формирует у малыша чувство защищенности и уверенности в дальнейшей взрослой жизни.

На 2-м месяце у ребенка значительно снижается тонус в мышцах-сгибателях конечностей и повышается тонус в мышцах-разгибателях. Движения малыша становятся более разнообразными – он поднимает руки, разводит их в стороны, потягивается, удерживает вложенную в руку игрушку и тянет ее в рот.

Малыш начинает интересоваться яркими красивыми игрушками, подолгу их рассматривает, задевает и толкает их руками, однако самостоятельно захватить ладонью еще не может. Лежа на животе, а затем и в вертикальном положении ребенок поднимает голову – это первое сознательное движение, которое он освоил. Вскоре, находясь на руках у мамы, он уже уверенно оглядывается по сторонам, причем первое время его внимание привлекают неподвижные предметы, расположенные на большом расстоянии. Это связано с особенностями строения зрительного аппарата. Затем малыш начинает рассматривать и более близкие предметы, поворачивать голову и следить глазами за движущейся игрушкой. В этот период у детей преобладают положительные эмоции – улыбка, двигательное оживление, гуление при виде маминого лица, в ответ на ласковое обращение.

На 3-м месяце ребенок становиться еще более активным, начинает переворачиваться вначале со спины на бок, а затем на живот, уверенно держать голову. Малышу очень нравиться лежать на животе, при этом он опирается на предплечья, поднимает голову и верхнюю часть туловища, внимательно осматривает окружающие его предметы, игрушки, делает попытки дотянутся до них. Движения руками разнообразны. Лежа на спине, ребенок быстро и точно захватывает предмет, вложенный в ладонь, тянет его в рот. У него уже появляются свои предпочтения – одни игрушки его радуют больше других, как правило, это небольшие погремушки, которые он может самостоятельно удержать в руке. Он различает лица и голоса своих и чужих, понимает интонацию.

В 4 месяца малыш совершенствуется в умении поворачиваться со спины на живот и с живота на спину, садится с поддержкой за руку. У младенца полностью угасает хватательный рефлекс, а на смену ему приходит произвольное захватывание предметов. Вначале, при попытке взять в руки и удержать игрушку, малыш промахивается, захватывает ее обеими руками, совершает множество лишних движений и даже открывает рот, однако вскоре движения становятся все более точными и четкими. Помимо игрушек, четырехмесячный малыш начинает ощупывать руками одеяло, пеленки, свое тело и особенно руки, которые затем внимательно рассматривает, подолгу удерживая в поле зрения. Значение этого действия – рассматривания рук – в том, что ребенок вынужден долго удерживать их в одном положении, что невозможно без длительного сокращения отдельных групп мышц и требует определенной степени зрелости нервной системы, зрительного анализатора и мышечного аппарата. Малыш начинает сопоставлять свои тактильные ощущения и зрительно воспринимаемые образы, расширяя тем самым представления об окружающем мире.

К 5-6 месяцу малыш уверенно берет и удерживает различные предметы, оказавшиеся в поле его досягаемости. Все, что попадает в руки ребенка в этом возрасте, после ощупывания и рассматривания неумолимо оказывается во рту. Некоторых родителей это тревожит и даже огорчает, так как им кажется, что у малыша появляются вредные привычки, от которых потом будет трудно отучить. Но дело в том, что младенец, исследующий мир, помимо привычных взрослому человеку зрения, слуха и обоняния, активно использует осязание и вкус, значение которых для процесса познания в этом возрасте трудно переоценить. Поэтому ни в коем случае нельзя препятствовать исследовательскому интересу ребенка, стремящемуся все «попробовать на зуб». Однако родители должны следить за тем, чтобы рядом не оказалось мелких или острых предметов, опасных для малыша.

При общении со взрослыми у 4-5 месячного ребенка развивается комплекс оживления, который включает в себя эмоциональные, двигательные и речевые реакции – улыбку, энергичные движения, длительное гуление со множеством гласных звуков.

Ребенок переворачивается на бок и, опираясь на руку, садится. Лежа на спине, он быстро и точно протягивает руку за игрушкой и уверенно захватывает ее. Активно развивается речь, малыш произносит согласные звуки, слоги «ба», «ма», «да», лепечет, начинает по-разному реагировать на маму, папу, родственников и незнакомых людей.

В 7-8 месяцев, по мере развития реакций равновесия, малыш начинает самостоятельно, без опоры, садиться из положения на спине и на животе с помощью рук. Лежа на животе, он опирается на предплечья, его голова поднята, взгляд устремлен вперед – это самое оптимальное положение для ползания, которые пока еще осуществляется только с помощью рук, на которых ребенок подтягивается вперед, ноги в движении не участвуют. При поддержке малыш встает на ноги и непродолжительное время стоит, причем вначале он может опираться «на носочки», а затем на полную стопу. Сидя, он подолгу играет с погремушками, кубиками, рассматривает их, перекладывая из одной руки в другую, меняя местами.

Ребенок этого возраста постепенно пытается привлечь к себе внимание взрослых, четко различает всех членов семьи, тянется к ним, подражает их жестам, начинает понимать смысл обращенных к нему слов. В лепете ясно различаются интонации удовольствия и недовольства. Первая реакция на чужих часто бывает негативной.

К 9-10-месячному возрасту ползание на животе сменяется ползанием на четвереньках, когда одновременно передвигаются перекрестные рука и нога, – это требует хорошей координации движений. Малыш с такой скоростью перемещается по квартире, что за ним трудно уследить, хватает и тянет в рот все, что попадается ему на глаза, включая провода электроприборов и кнопки аппаратуры. Учитывая возможности этого возраста, родителям необходимо заранее обеспечить безопасность вездесущего младенца. К 10 месяцам ребенок встает из положения на четвереньках, сильно оттолкнувшись руками от пола, стоит и переступает ногами, держась за опору двумя руками. Ребенок с удовольствием подражает движениям взрослых, машет рукой, достает из ящика или собирает разбросанные игрушки, берет мелкие предметы двумя пальцами, знает название любимых игрушек, находит их по просьбе родителей, играет в «ладушки», «сороку», «прятки». Он подолгу повторяет слоги, копирует различные речевые интонации, голосом выражает эмоции, выполняет некоторые требования взрослых, понимает запреты, произносит отдельные слова – «мама», «папа», «баба».

Обращаетесь ли Вы при лечении к специалистам?
Да, так быстрее, чем искать, то что может быть симптомом 10-20 болезней.
40%
Обычно не обращаемся, убираем симптомы и все проходит само.
22.2%
Лечимся только сами, да плохо заниматься самолечением, но бывает это лучше и быстрее чем обратиться к врачу(запись, очереди, непонятные назначения), быстрее сам себе поможешь.
37.8%
Проголосовало: 545

На 11-м и 12-м месяцах у детей появляются самостоятельные стояние и походка. Малыш переступает ногами, держась за мебель или перила одной рукой, приседает, берет игрушку, снова встает. Затем отпускает руку от барьера и начинает ходить один. Вначале он ходит, наклонив туловище вперед, на широко расставленных и полусогнутых в тазобедренных и коленных суставах ногах. По мере совершенствования реакция координации, его походка становится все более уверенной, во время ходьбы он останавливается, поворачивается, наклоняется за игрушкой, сохраняя при этом равновесие.

Малыш познает части тела и учится показывать их по просьбе взрослых, удерживает ложку в руке и пытается есть самостоятельно, пьет из чашки, поддерживая ее двумя руками, кивает головой в знак утверждения или отрицания, с удовольствием выполняет простые поручения родителей: найти игрушку, позвать бабушку, принести свои ботинки.

В его словарном запасе, как правило, уже несколько слов. Однако не следует огорчаться, если ваш малыш все еще не выговаривает отдельных слов, поскольку речь является одной из наиболее сложных высших психических функций и ее развитие очень индивидуально. Мальчики обычно начинают говорить на несколько месяцев позже, чем девочки, что связано с особенностями формирования и созревания их нервной системы. Речевая задержка часто наблюдается и у детей, чьи родители относятся к разным языковым группам и общаются с ребенком каждый на своем языке. Членам таких семей рекомендуется в интересах малыша выбрать единый язык общения до тех пор, пока ребенок его полностью не освоит, и лишь тогда обучать его второму. У большинства детей речь короткими фразами появляется от года до двух, а затем происходит ее усложнение и усовершенствование.

НА ПРИЕМЕ У НЕВРОЛОГА
Признаки нормального развития ребенка
от 1 до 12 месяцев
Отклонения в развитии
Всегда следует помнить, что в отличие от взрослого развивающаяся нервная система ребенка обладает большой пластичностью и способностью к компенсации, поэтому вовремя начатое и регулярно проводимое лечение приводит к положительным результатам.
В практической работе врач-невролог часто встречается со случаями различных отклонений в развитии ребенка на первом году жизни. Для своевременной их коррекции необходимо установить причины и динамику.

Читайте также:  Ктр плода по неделям от зачатия

Развитие ребенка начинается не сразу после рождения, а гораздо раньше, с момента его зачатия. Течение беременности и сами роды также во многом определяют здоровье и благополучие малыша. Врач тщательно фиксирует все неблагоприятные факторы. В отдельную группу факторов риска относятся преждевременные (наступившие до 38 недель) или запоздалые (после 40 недель), а также быстрые или затяжные роды, асфиксию ребенка во время родов. Все это может вызвать родовую травму. Центральная нервная система плода наиболее чувствительна к недостатку кислорода, поэтому все новорожденные, перенесшие гипоксическое состояние, относятся неврологами к группе риска и требуют тщательного наблюдения, а при необходимости и лечения в течение первых лет жизни.

Последствия перенесенной кислородной недостаточности у детей раннего возраста объединяют под общим названием «перинатальная энцефалопатия», которая имеет ряд проявлений.

Наиболее часто встречается синдром гипервозбудимости, проявляющийся повышенной раздражительностью ребенка, снижением аппетита, частыми срыгиваниями во время кормления и отказом от груди, уменьшением продолжительности сна, трудностями засыпания. В состоянии бодрствования, даже при незначительном и непродолжительном волнении, у ребенка появляется хаотическая двигательная активность, сопровождающаяся дрожанием рук, ног, подбородка, резким пронзительным криком, покраснением лица, запрокидыванием головы.

Осмотр таких детей требует от врача особого умения и осторожности, поскольку в ответ на незнакомую обстановку, раздевание, прикосновение к телу холодных инструментов и другие неприятные ощущения малыш начинает плакать, активно сопротивляться обследованию, у него повышается тонус в мышцах-разгибателях, что значительно затрудняет постановку диагноза. При отсутствии своевременной медицинской помощи гипервозбудимость не только не проходит, но даже может усилиться.

Ребенок растет беспокойным, плаксивым, тревожным, часто встречаются жалобы на трудности засыпания, страшные сновидения, энурез. Своевременное обращение к специалистам и оказание ребенку необходимой медицинской помощи поможет избежать неприятных последствий.

Детям с синдромом гипервозбудимости с первых дней жизни рекомендован специальный массаж и лечебная физкультура, водные процедуры, а при необходимости – и медикаментозная терапия. Очень важным для такого малыша является правильное отношение всех членов семьи к его проблемам. Незаменимую помощь по мере его взросления оказывают детские психологи и дефектологи.

Более редким, но и более тяжелым проявлением перинатальной энцефалопатии является синдром угнетения центральной нервной системы, который развивается после перенесенной асфиксии или родовой травмы и наблюдается в первые часы и дни жизни ребенка. У таких детей значительно снижены мышечный тонус и двигательная активность. Малыш выглядит вялым, крик тихий и слабый. Он быстро устает во время кормления, в наиболее тяжелых случаях сосательный рефлекс отсутствует, поэтому в родильном доме его кормят через соску или зонд. Во время осмотра врач обращает внимание на снижение или полное отсутствие безусловных рефлексов новорожденных. Такого ребенка нельзя оставлять в положении на животе, так как защитный рефлекс у него выражен очень слабо. Не работают рефлексы опоры, автоматической ходьбы и ползания. Как правило, дети с синдромом угнетения центральной нервной системы нуждаются в длительном врачебном наблюдении и профессиональном уходе, поэтому они остаются в родильном доме на более длительный срок или, при необходимости, госпитализируют в специализированную клинику для новорожденных.

Поскольку одним из основных проявлений этого состояния является мышечная гопотония, которая встречается при ряде заболеваний, задача врача – установить ее причину, оказать медицинскую помощь ребенку и дать родителям рекомендации по ее дальнейшему развитию. При своевременном и правильно проведенном лечении в большинстве случаев состояние новорожденного улучшается, восстанавливаются безусловные рефлексы, повышается двигательная активность.

У некоторых детей впоследствии синдром гипервозбудимости, о котором говорилось ранее.

Дальнейшее развитие ребенка может происходить с задержкой: он позже начинает держать голову, переворачиваться, сидеть, вставать и ходить, говорить. Ребенок, перенесший синдром угнетения, нуждается в длительном и регулярном врачебном контроле. При необходимости ему назначают повторные курсы медикаментозной терапии, которые, в зависимости от жалоб, включают успокоительные или, напротив, стимулирующие препараты.

Нередко родители отрицательно относятся к назначению их малышу лекарств, высказывают опасения относительно возможных побочных эффектов, занимаются самолечением. Существует мнение, что лекарства, применяемые при лечении взрослых пациентов, абсолютно непригодны в педиатрии. Однако большинство медикаментов, используемых в современной медицине, не имеет возрастных ограничений и в правильно подобранных дозах оказывают на ребенка положительный эффект без каких-либо отрицательных явлений. С другой стороны, слишком поздно начатое лечение может не оказать должного эффекта, задержка в развитии ребенка усугубляется, имеющиеся у него проблемы не только не уменьшаются, а даже усиливаются по мере роста.

Наряду с медикаментозными препаратами, в качестве дополнительной терапии, неврологи обычно рекомендуют также массаж, занятие лечебной физкультурой и плаванием под руководством специально обученного инструктора, закаливание, водные процедуры, лечение травами. В восстановительном периоде дополнительные методы лечения приобретают самостоятельное значение и могут быть рекомендованы в качестве способов общеукрепляющей и поддерживающей терапии.

Синдром мышечного гипертонуса также может быть одним из проявлений перинатальной энцефалопатии. Как правило, врач отмечает значительное повышение тонуса в мышцах-сгибателях. Руки такого ребенка прижаты к груди, кулачки крепко сжаты, ноги невозможно развести и разогнуть в тазобедренных суставах. Двигательная активность снижена. Безусловные рефлексы новорожденного выражены и сохраняются длительное время, мешая его нормальному развитию. Так, защитный рефлекс препятствует поднятию и удержанию головы, хватательный рефлекс создает определенные трудности при попытке произвольного захвата предмета, рефлексы опоры, автоматических ползания и походки тормозят развитие ползания на четвереньках, стояния и ходьбы. У детей с мышечной гипертонией могут развиваться спастическая кривошея, косолапость. Отсутствие своевременной медицинской помощи может привести к серьезным задержкам развития и даже к формированию детского церебрального паралича.

Таким детям показаны курсы расслабляющего массажа в сочетании со специально подобранной медикаментозной терапией. В качестве дополнительных методов эффективны водные процедуры, плавание, физиотерапия. В случаях стойкой мышечной гипертонии врачи рекомендуют лечение в специализированном стационаре.

Журнал «Материнство», апрель, 1998 г.

К 5-6 месяцу малыш уверенно берет и удерживает различные предметы, оказавшиеся в поле его досягаемости. Все, что попадает в руки ребенка в этом возрасте, после ощупывания и рассматривания неумолимо оказывается во рту. Некоторых родителей это тревожит и даже огорчает, так как им кажется, что у малыша появляются вредные привычки, от которых потом будет трудно отучить. Но дело в том, что младенец, исследующий мир, помимо привычных взрослому человеку зрения, слуха и обоняния, активно использует осязание и вкус, значение которых для процесса познания в этом возрасте трудно переоценить. Поэтому ни в коем случае нельзя препятствовать исследовательскому интересу ребенка, стремящемуся все «попробовать на зуб». Однако родители должны следить за тем, чтобы рядом не оказалось мелких или острых предметов, опасных для малыша.

В период новорожденности (первые 28 дней) происходит адаптация ребенка к условиям внешнего мира. В это время он большую часть времени спит, просыпаясь лишь для того, чтобы покушать. В процессе взросления малыш уже начинает проявлять большую активность – он не засыпает сразу после кормления, а некоторое время бодрствует. Мама уже уделяет ему внимание, играет с ним, разговаривает.

Особую радость родителям приносит первая улыбка ребенка. Сначала это просто рефлекторная реакция. Огромное значение для развития имеет период, когда ребенок, реагируя на появление мамы или на родительскую речь, начинает улыбаться вполне осознанно. Это свидетельствует о нормальной деятельности нервной системы крохи, а также о том, что его слуховые и зрительные органы в достаточной степени созрели.

Когда малыш улыбается впервые?

В начале своей жизни ребенок заявляет о своих потребностях криком и плачем. Такое поведение не является негативным фактором. Так малыш информирует о том, что ему нужно в данный момент – кушать, сменить подгузник, положить спать, согреть. Первая улыбка младенца появляется уже в первые дни после рождения. Но она еще не является осознанной, это просто рефлекторная реакция малыша. Чаще всего такая улыбка появляется:

    Во сне. Многие родители замечают, что их малыш во сне улыбается.

Это происходит неосознанно и свидетельствует о том, что ребенок сыт, доволен и его ничего не беспокоит.

  • После кормления. Такая реакция также означает, что основные потребности малыша удовлетворены.
  • Во время купания.
  • После выпускания газиков. Нередко у малышей наблюдается скопление газов в пищеводе. Это сопровождается неприятными и даже болезненными ощущениями. Когда газики выходят, ему становится легче и на лице появляется улыбка.
  • Первая улыбка не имеет социального происхождения и не адресована конкретному человеку (маме, папе, бабушке). То есть она всего лишь рефлекторная реакция на удовлетворение природных потребностей. Для появления осознанной улыбки требуется некоторое время и создание определенных условий.

    Когда младенец начинает осознанно улыбаться маме?

    Впервые осознанная улыбка у крохи появляется в возрасте 6-8 недель. В это время у него происходит ряд процессов, необходимых для создания условий для социализации улыбки:

    • Созревание мимических лицевых мышц. При улыбке задействованы одновременно несколько десятков мышц лица. Они созревают только к 4-6 неделе жизни младенца.
    • Развитие головного мозга.
    • Становление психоэмоциональной сферы.
    • Созревание нервной системы, в результате чего она управляет мышцами лица по желанию крохи.
    • Развитие органов слуха. Малыш слышит голоса близких и может реагировать на ласковое обращение улыбкой.
    • Становление зрительной активности. Маленький человек уже способен различать лица взрослых.

    При этом первая осознанная улыбка часто появляется при виде лица мамы.

    Кроме улыбки, у малыша к концу 2-3 месяца формируется комплекс оживления. При этом малыш выполняет несколько действий:

    • машет ручками и ножками;
    • поддерживает со взрослым зрительный контакт;
    • прислушивается к голосам и звукам;
    • издает звуки (гулит и агукает);
    • улыбается или смеется в ответ на смех или другие положительные действия родителей;
    • часто дышит.

    При этом полнота и степень выраженности оживленной реакции во многом зависит от эмоционального поведения близких людей. Если мама улыбается крохе, ласково с ним разговаривает, нежно прикасается, поглаживает, щекочет, то его реакция будет сильнее. Также подобное поведение у младенца может наблюдаться до начала обращения к нему взрослого. Так ребенок ищет контакт, призывает маму или папу к общению.

    Когда у малыша получается смеяться и смотреть на предмет?

    Очень важно, чтобы малыш мог рассмотреть предмет, который может спровоцировать его улыбку или смех. Сразу после рождения он не видит объекты так, как их видят дети постарше и взрослые. Его зрение обладает дальнозоркостью, то есть четче он видит на расстоянии. Вещи или лица, которые приближены к его глазам, кажутся крохе размытыми и нечеткими.

    Уже через 2-3 недели его зрительная активность приходит в норму. Но ребенок еще не может долго удерживать взгляд на конкретном предмете. Долго и внимательно смотреть на объект он начинает после того, как созревают его зрительные органы. Это происходит к 5- 6 месяцу.

    Именно в этот период можно услышать громкий заразительный смех крохи.

    Появление смеха – показатель нормального психического и эмоционального развития ребенка. Но не стоит отчаиваться, если малыш не смеется. Многое здесь зависит от индивидуальных особенностей и характера крохи – некоторые слишком серьезные, чтобы смеяться, другие скромные, поэтому лишь еле слышно хохочут.

    Важное условие для появления смеха – наличие примера для подражания. Если мама или папа крохи часто и громко смеются, то скорей всего он тоже будет их копировать. При этом ребенок часто подражает тональности и особенностям смеха взрослых.

    Причины того, что грудничок не улыбается

    Улыбка – признак нормального физиологического и психоэмоционального развития крохи. Если в положенное время он не улыбается, то причин может быть несколько:

    • Недоношенность. Детям, родившимся раньше срока, требуется больше времени для физического и психоэмоционального развития. Поэтому они начинают улыбаться несколько позже, чем доношенные малыши.
    • Тяжелое течение беременности. Иногда различные факторы, действующие на плод во время вынашивания, могут спровоцировать задержку развития. Такими факторами часто бывает гипоксия, резус-конфликт крови матери и ребенка.
    • Тяжелые роды. Вследствие тяжелых родов у младенца могут возникнуть родовые травмы, мозговые кровоизлияния, ишемические поражения и другие патологии, что приводят к задержке развития.
    • Неврологические патологии (парезы, ДЦП).
    • Психические заболевания (аутизм, слабоумие).

    Не обязательно отсутствие улыбки младенца связано с наличием патологии или задержки развития. Иногда причины могут быть вполне банальными:

    • Ребенок не имеет примера для подражания. В семье малыша все взрослые серьезные. Они не улыбаются, говорят монотонным голосом, ведут тихие и сдержанные беседы. Поэтому малышу просто не с кого брать пример. Он растет таким же серьезным и замкнутым, как и его родители.
    • Малыш имеет сдержанный спокойный характер. Многие малыши являются наблюдателями. Они с интересом смотрят на взрослых и детей, но не желают участвовать в их играх или беседах. Таких детей еще называют «буками».

    Скорее всего, это особенность характера, которая со временем не исчезает.

    Отсутствие позитивных эмоций и смеха может быть спровоцировано проблемами в семье:

    • Негативная психологическая обстановка в семье. Если родители младенца часто ссорятся, кричат друг на друга и на него, ребенок может замыкаться в себе и не проявлять своих эмоций.
    • Неблагонадежная семья. Также отсутствие смеха и радости у крохи возникает на фоне неправильного образа жизни родителей – пьянки, драки, громкие крики, физические расправы. Это создает неблагоприятную атмосферу, и малыш боится.

    Как научить младенца улыбаться?

    После того как младенец улыбнулся впервые, маме хочется видеть его улыбку чаще. Вместо того, чтобы сидеть и ждать, можно выполнять с ним простые действия, которые стимулируют позитивные эмоции и соответственно улыбку. Среди них наибольшую радость у малыша вызывают:

    • Гимнастика и зарядка. Многим детям нравятся физические упражнения. Главное условие при их выполнении – не причинить крохе боль.
    • Массаж.

    Ласковое поглаживание и нежные прикосновения обязательно вызовут у крохи положительные эмоции в виде улыбки.

  • Потешки и стишки. Если произносить стишки с разной интонацией, выделять гласные, менять эмоциональный окрас, то малыш не только будет живо на них реагировать, но и быстрее научится разговаривать. Их можно проговаривать во время игры, купания, выполнения упражнений.
  • Внимание родителей. Маленькие дети очень нуждаются не только в удовлетворении своих естественных потребностей (еда, купание, смена подгузника), но и в ласковом обращении и внимании близких людей. Ведь отсутствие эмоционального общения провоцирует задержку развития крохи, что отражается на его способности проявлять положительные эмоции.
  • Наиболее популярные вопросы

    Первые недели жизни младенец много спит и ест. Первая рефлекторная улыбка возникает уже с первых дней в ответ на удовлетворение природных потребностей ребенка. Осознанно улыбаться дети начинают только со 2-3 месяца, когда он созреет физически и психологически.

    Особую радость родителям приносит первая улыбка ребенка. Сначала это просто рефлекторная реакция. Огромное значение для развития имеет период, когда ребенок, реагируя на появление мамы или на родительскую речь, начинает улыбаться вполне осознанно. Это свидетельствует о нормальной деятельности нервной системы крохи, а также о том, что его слуховые и зрительные органы в достаточной степени созрели.

    Первая улыбка грудничка обычно обращена к маме как к самому родному человеку, ведь именно мама находится с крохой почти целый день.

    Сколько времени пройдет, когда кроха подарит миру первую улыбку, зависит от степени доверия к окружающим людям, его темперамента и здоровья нервной системы.

    Неосознанная улыбка новорожденного

    Происходит это неосознанно, например, во время поверхностного сна. Такую улыбку нельзя считать радостной реакцией, поскольку она является произвольным сокращением лицевых мышц, находящихся в расслабленном состоянии.

    Когда ребёнок начинает улыбаться осознанно?

    Первая осознанная улыбка появляется у грудничка в возрасте 6-8 недель. Данные значения лишь приблизительно считаются вариантом нормы, так как вполне допускается колебание сроков от 5 до 12 недель. Если ребёнку уже 9-10 недель, а он всё ещё не улыбается, возможно, причина кроется в недостаточном тактильном и ом контакте с мамой или другим близким человеком.

    Если малыш любим, и он это ощущает, улыбка на детском личике появляется значительно быстрее.

    Педиатры и детские психологи выделяют 3 основных этапа формирования у ребёнка улыбки:

    • рефлекторная улыбка;
    • попытки заострить внимание на человеке, который за ним ухаживает или в данный момент разговаривает с ним;
    • «рефлекс оживления».

    Рефлекс оживления

    Начало данного этапа можно распознать по следующим признакам:

    • новорожденный может отличать живые предметы от неживых, фокусируя внимание на первых;
    • при общении с мамой малыш пытается заглянуть ей в глаза, долго рассматривает её лицо, при этом движения ручками и ножками становятся активнее (что говорит об эмоциональном ответе)
    • мышцы лица (а в улыбке задействовано 17 мышц) начинают тренироваться, поэтому на лице ребёнка появляется мимика, похожая на попытки улыбнуться;
    • ребёнок реагирует на речь, обращённую к нему, задерживая взгляд на человеке, который с ним разговаривает или поёт песенку.

    От чего зависит появление первой улыбки?

    На развитие малыша и способность улыбаться влияют несколько факторов. Главный из них — эмоциональная привязанность к человеку, который проводит с ним много времени. Осознанная улыбка — это ответ на нежность и заботу, которую ребёнок получает от близкого человека (чаще всего — мамы).

    Какие ещё факторы могут влиять на время появления первой улыбки?

    Примерно в возрасте 4-6 недель у ребёнка появляется чёткое разделение «свои — чужие». Когда кроха видит незнакомого человека, он теряется, может начать плакать. С близкими людьми малыш чувствует себя уверенно и под защитой, делая попытки улыбнуться в ответ на общение с ним.

    Даже слепые с рождения малыши начинают улыбаться раньше, если чувствуют мамино тепло и заботу. Поэтому не стоит стесняться проявлений нежности по отношению к ребёнку, когда он нуждается в этом в два раза больше, чем полностью здоровые дети.

    Если ребёнок видит вокруг улыбающихся маму и папу, которые любят его и друг друга, ему невольно захочется стать похожими на своих родителей и улыбаться вместе с ними.

    Речь — важнейший инструмент общения между людьми любого возраста. Когда ребёнок слышит интересные или знакомые звуки, мамин голос, он пытается найти источник звука и ответить на него при помощи эмоций.

    Улыбка в данном случае является способом демонстрации своего отношения к тому, что именно ребёнок. Так, громкие и резкие звуки его пугают, и он начинает плакать, а речь мамы, бабушки или другого родного человека вызывает у крохи положительные чувства и эмоции, пробуждая желание улыбнуться в ответ.

    Если ребёнок не улыбается

    Такая ситуация может привести к печальным последствиям (например, заиканию или энурезу), поэтому необходимо обратиться за помощью к детскому неврологу.

    Другая причина — нехватка общения. Чтобы ребёнок научился улыбаться, нужно больше разговаривать с ним, носить на руках по комнате, показывая различные предметы и игрушки и вызывая в нём интерес к окружающему миру.

    Если малыш на прогулке не спит, также можно брать его на руки и знакомить с растениями, деревьями, животными и всем, что окружает ребёнка в данный момент. Это положительно влияет не только на эмоциональное и умственное развитие, но и на развитие органов чувств (зрения и слуха).

    Можно ли научить ребёнка улыбаться?

    Расстояние между грудничком и мамой должно быть максимально маленьким. Постоянно видя улыбку близкого человека, ребёнок невольно начнёт копировать мимику взрослого и вскоре научится улыбаться сам.

    Если ребёнок голоден, или у него сырой подгузник, сначала требуется устранить причину беспокойства и дискомфорта, и только потом проводить «эмоциональные тренинги» для грудничков.

    Первая улыбка — важный этап в формировании личности, но не стоит слишком заострять своё внимание на этом. Если к 3 месяцам он не научился улыбаться, стоит показать его педиатру, который решит, требуется ли помощь профильных специалистов.

    Если с крохой всё в порядке, рекомендуется пересмотреть модель поведения взрослых в семье, где растёт ребёнок, и обеспечить здоровую эмоциональную обстановку — тогда улыбка у малыша появится совсем скоро.

    • новорожденный может отличать живые предметы от неживых, фокусируя внимание на первых;
    • при общении с мамой малыш пытается заглянуть ей в глаза, долго рассматривает её лицо, при этом движения ручками и ножками становятся активнее (что говорит об эмоциональном ответе)
    • мышцы лица (а в улыбке задействовано 17 мышц) начинают тренироваться, поэтому на лице ребёнка появляется мимика, похожая на попытки улыбнуться;
    • ребёнок реагирует на речь, обращённую к нему, задерживая взгляд на человеке, который с ним разговаривает или поёт песенку.

    Для того чтобы женщина легче перенесла процесс рождения ребенка, не мешала своими действиями, а помогала медицинскому персоналу, она должна четко знать, какие этапы родов ей предстоит пройти. Имея представление о физиологических изменениях, происходящих в организме, женщина менее эмоционально реагирует на происходящее, меньше боится, испытывает умеренные болевые ощущения. Когда первый этап родов уже начался, проводить обучение поздно. Сложно сосредоточиться на новой информации. Предлагаем заранее ознакомиться с тремя этапами родов последовательно, чтобы максимально полно подготовиться к предстоящей сложной, ответственной работе.

    • Первый этап: подготовительный
    • Второй этап: потужной период и рождение ребенка
    • Рождение последа
    • Продолжительность родов
    • Роды на догоспитальном этапе

    Первый этап – подготовительный

    В конце беременности женщина может испытывать неприятные ощущения в зайоне живота, поясницы. Можно ли спутать их с началом настоящих схваток? Женщины, у которых уже есть дети, утверждают, что это практически невозможно. Болезненные ощущения тренировочных схваток можно ослабить и полностью прекратить, если в моменты их появления отвлекать себя чем-нибудь интересным:

    • просмотром фильма;
    • походом в теплый душ;
    • чашкой ароматного чая.

    Если это – не «тренировка», а первый этап родов, тут организм уже не обманешь никакими способами. Болезненность медленно и постепенно нарастает, промежутки между схватками составляют ровные отрезки времени, которые становятся все короче. 1 этап, в свою очередь, подразделяется на 3 временных отрезка, в период которых происходит последовательная подготовка к изгнанию плода. Из всех этапов родов это – наиболее болезненный и продолжительный период. Попытки ускорить его чревато травмами для матери и младенца. Шейка матки не успеет как следует раскрыться.

    Три фазы первого этапа:

    • латентная (раскрытие шейки матки до 3–4 см);
    • активная (раскрытие до 8 см);
    • транзиторная (полное раскрытие до 10 см).

    Ко второй фазе обычно отходят воды. Если этого не произошло, доктор, контролирующий этапы родовой деятельности, производит прокалывание плодного пузыря, благодаря чему шейка раскрывается быстрее.

    К окончанию второй фазы женщина поступает в роддом. У нее уже достаточно интенсивные схватки, идущие с интервалом меньше 5 минут. Третья фаза проходит под наблюдением докторов. Каждые 3 минуты идут волнообразные схватки продолжительностью до 60 секунд. Иной раз женщина не успевает передохнуть между ними, потому что они накатывают одна за другой. На этом этапе родовой деятельности головка плода опускается в тазовую полость (на тазовое дно). Женщина может испытывать страх, даже панику. Ей необходима поддержка специалистов. Иногда появляется желание тужиться, и вот тут-то помощь акушеров незаменима. Они подскажут, когда пора или следует потерпеть, пока шейка не раскроется до нужных размеров.

    На первых этапах родовой деятельности огромную роль могут сыграть близкие роженицы. Важно говорить с ней, успокаивать, делать легкий массаж поясницы, держать за руки, помогать принимать те позы, в которых женщина легче всего переносит боль:

    • находиться на четвереньках;
    • вертикально при этом двигаться;
    • стоять с опорой на руки.

    Первый из трех этапов родов – это период, когда головка плода смещается вниз под давлением мышц матки. Головка – овальной формы, родовой канал круглый. На головке есть места, где нет костной ткани – роднички. За счет этого плод имеет возможность приспособиться и пройти по узким родовым путям. Первый этап родов – это медленное раскрытие шейки, сглаживание родовых путей и образование своеобразного «коридора», достаточно широкого, чтобы пропустить младенца. Когда все подготовлено, начинается второй этап родов – потужной.

    Второй этап: потужной период и рождение ребенка

    Если рассматривать все 3 этапа родов, то потужной – самый счастливый для новоиспеченной матери, которая наконец-то может забыть о перенесенных страданиях и впервые прижать к груди свою кровиночку.

    В начале этого этапа, если планируются естественные роды (без проведения кесарева сечения), женщину просят разместиться на родовом кресле. Начинается самая важная и ответственная работа. К этому моменту роженица уже сильно измотана продолжительными болями, ее главная задача – сосредоточиться на командах медицинского персонала и в точности выполнять их. Ребенок несколько раз поворачивается во время прохождения родовых путей и, наконец, близится к выходу. Сначала показывается головка (она может несколько раз скрываться обратно). Чтобы не навредить ребенку, необходимо тужиться строго по команде врачей. Головка ребенка с силой давит на прямую кишку – и вместе с очередной схваткой появляется желание тужиться.

    После рождения головки врач помогает ей высвободиться из промежности. Рождаются плечики, а затем (очень быстро) и все тело. Новорожденного прикладывают к груди. У женщины в этот момент происходит мощный выброс гормона окситоцина, она испытывает состояние эйфории. Есть немного времени на отдых. Работа еще не закончена – нужно дождаться рождения последа.

    Рождение последа

    Когда описывают 3 этапа родов, этому последнему периоду уделяют минимум внимания. Но он чрезвычайно важен для здоровья женщины. Необходимо, чтобы «детское место» отделилось вовремя и полностью. Третий этап начинается с довольно слабых (по сравнению со всем, что уже пережито роженицей) схваток. В норме их будет совсем немного, нужно еще потужиться и помочь матке изгнать плаценту. Если послед не отделяется самостоятельно, врачи прибегают к хирургическому вмешательству. Матка должна очиститься. В противном случае возникает воспалительный процесс, длительное кровотечение. Последний этап завершается, молодую мать с ребенком на время оставляют под наблюдением. Затем отправляют в палату.

    Продолжительность родов

    Этапы родов по времени различны. Длительность каждого из них различна у рожающих впервые и повторно. Посмотрим, как проходят роды у первородящих и у тех, кто уже проходил (не единожды) этот путь.

    Таблица 1. Продолжительность 3 этапов родов

    Те, кто рожает второго и последующих детей, два первых периода проходят гораздо быстрее. Поэтому очень важно для повторнородящих вовремя вызвать «Скорую помощь», чтобы роды не застали дома или по дороге в больницу.

    Роды на догоспитальном этапе

    Что делать, если роженица чувствует: вот-вот покажется головка ребенка, и вовремя в роддом уже не успеть? В этом случае окружающим придется принимать роды на догоспитальном этапе.

    Такие ситуации возможны при недоношенной беременности, у повторнородящих, при перехаживании, при стремительных родах. Необходимо приготовить теплую воду, стерильные перчатки, салфетки, пеленальные принадлежности. Человек, оказывающий помощь роженице, должен аккуратно поддерживать промежность, когда идет головка плода, чтобы не допустить разрывов. Только когда подзатылочная ямка ребенка окажется под лонным сочленением матери, можно осторожно помогать ребенку выбраться на свет. После родов нужно как можно скорее доставить мать и новорожденного в больницу для обследования.

    Роды – процесс, к которому женщины всегда относились со вполне понятным страхом. Но если вы будете подготовлены к каждому этапу, то сможете управлять родами, то есть из пассивно страдающей пациентки превратиться в активную участницу трудной, но радостной работы. Все страхи сразу забудутся, как только у груди появится ваша маленькая копия. Ради рождения самого любимого в мире существа стоит потерпеть!

    Когда описывают 3 этапа родов, этому последнему периоду уделяют минимум внимания. Но он чрезвычайно важен для здоровья женщины. Необходимо, чтобы «детское место» отделилось вовремя и полностью. Третий этап начинается с довольно слабых (по сравнению со всем, что уже пережито роженицей) схваток. В норме их будет совсем немного, нужно еще потужиться и помочь матке изгнать плаценту. Если послед не отделяется самостоятельно, врачи прибегают к хирургическому вмешательству. Матка должна очиститься. В противном случае возникает воспалительный процесс, длительное кровотечение. Последний этап завершается, молодую мать с ребенком на время оставляют под наблюдением. Затем отправляют в палату.

    Если вы рожаете впервые, то вам очень интересно и одновременно страшно: как же все будет происходить. Вы допрашиваете бывалых подруг, рисуете в воображении разные варианты исхода, и, в конце концов, вам это начинает сниться.

    Конечно, вы узнаете, как протекают роды — другого выхода у вас просто нет потому, что родить непременно нужно (если вам не показано кесарево сечение). Но осведомлен — значит вооружен. И прежде чем приступать к практике будет полезным узнать немного теории.

    Весь родовой процесс протекает последовательно, один период сменяется следующим. Несомненно, роды каждой женщины проходят по-разному: легко и тяжело, стремительно и затянуто, просто и с осложнениями. Но пока на свет появится малыш, должна произойти череда событий. И весь этот процесс делится на три периода.

    Первый период родов — период раскрытия

    С момента первой схватки родовой процесс запущен в действие. Первый период самый продолжительный из всех. Он может длиться несколько часов и даже суток (хотя это очень нежелательно) и заканчивается полным раскрытием маточного зева.

    Роды начинаются с того, что шейка матки размягчается, становится тоньше, сама матка начинает сокращаться, что вы ощущаете в форме схваток. Вначале они менее болезненны и интенсивны: продолжаются 15-30 секунд и повторяются каждые 15-20 минут. Но постепенно интервалы сокращаются, а сами схватки становятся более продолжительными.

    Если вы не ожидаете со страхом появления боли, то вполне можете даже и не заметить начало этого периода. Зачастую женщины ощущают лишь потягивание в пояснице, а боль является последствием ее ожидания. Но все, конечно, индивидуально: женщина может ощущать сильную боль как при месячных, боль в крестце, эмоциональное состояние может очень меняться.

    Если вы приложите руку к животу, то почувствуете, что матка достаточно твердая. Значит, роды начались. Первые схватки могут сопровождаться тошнотой, расстройством желудка. Помогите себе: дышите носом, ровно, глубоко и спокойно, расслабляйтесь между схватками.

    По интенсивности, длительности и частоте повторений схваток первый период родов делится на три фазы:

    • латентная фаза наступает тогда, когда устанавливается регулярный ритм схваток: они повторяются каждые 10 минут с одинаковой интенсивностью. Уснуть и даже отдохнуть становится уже невозможным — начались истинные схватки. Именно в это время врачи рекомендуют отправляться беременной женщине в роддом (это касается женщин, чья беременность протекала нормально, без осложнений). Латентная фаза длится от 5 часов у повторнородящих до 6,5 часов у первородящих и переходит в следующую фазу, когда матка раскрыта уже на 4 см;
    • активная фаза характеризуется усилением активности родовой деятельности. Схватки становятся более частыми, сильными, продолжительными и болезненными, повторяются каждые 4-5 минут и длятся от 40 секунд до минуты. Боль в крестце и промежности нарастает, женщина чувствует усталость. Если в первой фазе не лопнул пузырь, это может произойти сейчас. Во время самых сильных схваток выполняйте дыхательную гимнастику. Ходите, часто меняйте позы — чтобы вам было легче и удобней. Активная фаза длится 1,5-3 часа, пока раскрытие маточного зева не достигнет 8 см;
    • фаза замедления говорит сама за себя: родовая деятельность постепенно ослабевает и заканчивается полным раскрытием шейки матки до 10-12 см. Если у вас возникает желание опорожнить кишечник — задержите дыхание. Тужиться сейчас нельзя — это может спровоцировать отек шейки матки и затянуть роды. Вас может бросать в жар или в холод, может возникать тошнота или головокружение — работающая матка забирает много кислорода и мозгу его не хватает. Очень помогает дыхательная гимнастика. И помните, что большая часть родового процесса уже позади. Эта фаза длится от 15 минут до часа-двух.

    Однако все может пойти и по другому сценарию. Схватки — это лишь один из возможных вариантов начала родов. И именно в этот период в большинстве случаев происходит разрыв плодного пузыря. Но воды могут начать подтекать преждевременно. Если у вас отошли воды или начали подтекать (не менее двух столовых ложек), смените белье, подложите чистую гигиеническую прокладку, лягте и вызовите скорую — двигаться теперь нельзя. Плод уже не защищен оболочкой, и к нему легко может попасть инфекция. Кроме того, вытекая, воды могли увлечь за собой пупочный канатик — возникает риск его прижатия (в таком случае роды необходимо будет вызывать незамедлительно). В лежачем положении уровень опасности снижается, поэтому во время транспортировки необходимо лечь или прилечь.

    А бывает, например, что женщина замечает кровянистые выделения — перед родами происходит выталкивание слизистой пробки, закрывающей шейку матки, и ее выход во влагалище. Вы заметите это в виде появившихся выделений. Они могут появиться перед родами или на их первом этапе.

    По интенсивности, длительности и частоте повторений схваток первый период родов делится на три фазы:

    http://www.baby.ru/blogs/post/2900412-326853/http://kaknazvat.com/deti/kogda-rebenok-nachinaet-ulybatsya-osoznanno/http://dozhdalis.ru/kogda-rebenok-nachinaet-ulyibatsya.htmlhttp://stanumamoy.com.ua/etapi-rodov-kak-prohodyat-estestvennie-podi-po-vremmeni/http://beremennost.net/periody-rodov

    Давайте вместе будем делать материал еще популярнее, и после его прочтения сделаем репост в удобную для Вас социальную сеть

    .

    Оцените статью
    Супер мама всегда поможет — только лучшие советы