Тесты для детей на проверку праворукости и леворукости

Определение рукости.
Когда ребенок учится правильно держать карандаш, ручку, учится писать, необходимо, чтобы он выполнял эти сложные действия ведущей рукой, так как переучивание может отрицательно отразиться на развитии ребенка, осложнить процесс адаптации к школе, привести к серьезным нарушениям здоровья.

В каком возрасте нужно определять ведущую руку? Специалисты считают, что целесообразно делать это в 4-5 лет. Начиная с 16-20 недель и до 2 лет у ребенка происходят волнообразные изменения рукости. С 2 до 4-5 лет руки практически равноценны и одинаково активны, причем большая часть действий совершается обеими руками. Лишь в возрасте 4-5 лет формируется стойкое предпочтение одной из рук.

Действия, которые ребенок выполняет одной рукой, редки и просты (за исключением письма и рисования) и состоят главным образом из повторения одного и того же движения (чистка зубов, еда ложкой или вилкой без ножа, расчесывание). Большая часть повседневной двигательной активности требует участия обеих рук, но каждая рука выполняет свои действия. Приглядитесь, например, как ребенок развязывает узелок, шнурует ботинки, складывает кубики или собирает конструктор. Наблюдение покажет вам, что одна рука (ведущая) осуществляет активное движение, а другая удерживает предмет.

Существует несколько вариантов определения рукости. Наиболее распространенным является метод количественной оценки с помощью вопросников, включающих от 5 до 20 вопросов, ответы на которые отражают предпочтение одной из рук при выполнении повседневных действий. Этот вариант, как правило, используется при оценке рукости у детей 6—7 лет. Однако не каждый ребенок может объективно оценить, какой рукой он выполняет действия легче, увереннее, лучше. Более эффективно использовать специальные задания.

Наиболее типичные тесты.

1. Переплетение пальцев рук. Предложите ребенку сложить руки в замок. Тест должен выполняться быстро, без подготовки. Считается, что у правшей сверху ложится большой палец правой руки, у левшей — левой .
2. Поза Наполеона — складывание рук на уровне груди. Принято считать, что у правшей правая кисть лежит сверху на левом предплечье .
3. Одновременные действия обеих рук — рисование круга, квадрата, треугольника. Движения, выполняемые ведущей рукой, могут быть более медленными, но более точными. Линии фигур, нарисованные ведущей рукой, — более четкие, ровные, меньше выражен тремор (дрожание руки), углы не сглажены, точки соединения не расходятся.
Некоторые исследователи рекомендуют выполнять это задание с закрытыми глазами, тогда есть возможность более четко выделить нарушение формы, пропорций фигуры, которая рисуется неведущей рукой.
4. Скорость движений и сила ведущей руки больше, чем неведущей. Для оценки скорости можно использовать число простукиваний указательным пальцем за 10 секунд или число точек (касаний ручки) плоскости листа. Задание выполняется трижды, затем рассчитывается среднее значение.
5. Силу каждой руки необходимо измерить три раза ручным динамометром и рассчитать среднее значение. Ведущей считается рука, превосходящая по силе неведущую на 2 кг.

Немецкий исследователь Ф. Кречмер предлагает для определения рукости попросить ребенка продемонстрировать следующие действия:
полить цветы, пересыпать песок лопаткой, почистить зубы, толкнуть палкой шарик, достать книги с полки, открыть замок-молнию, зажечь спичку, вынуть пробку из ванны и т. д.

Если ребенок выбирает для выполнения всех заданий левую руку, при этом его движения легче и точнее, то он — левша. Однако использовать задания, предложенные Ф. Кречмером, не так просто, как кажется на первый взгляд. При определении рукости важно все: где находится предмет, которым нужно манипулировать, где находится ребенок, как дается инструкция.

Cистема тестов для определения рукости, разработанную М.Г. Князевой и В.Ю. Вильдавским.

Эта система включает игровые задания, подобранные с учетом способов манипулирования, свойственных детям дошкольного и младшего школьного возраста. Бытовые, часто используемые действия дети выполняют обеими руками, что затрудняет выделение ведущей руки. Поэтому некоторые задания мы даем в двух вариантах. Для того чтобы результаты тестирования были объективными, постарайтесь соблюдать следующие условия:

* Лучше, чтобы ребенок не знал, что вы что-то проверяете, поэтому предложите ему позаниматься или поиграть.
* Это должна быть игра по правилам: взрослый должен сидеть строго напротив ребенка, а все приспособления, пособия, предметы следует класть перед ребенком на середину стола, на равном расстоянии от правой и левой руки.
* Лучше, если коробочки, бусины, мяч, ножницы и т. п. будут разложены рядом со столом на низком столике, чтобы ребенок не видел их, не отвлекался.

Первое задание — рисование. Положите перед ребенком лист бумаги и карандаш (фломастер), предложите ему нарисовать то, что он хочет. Не торопите ребенка. После того как он закончит рисунок, попросите его нарисовать то же самое другой рукой. Часто дети отказываются: «я не умею», «у меня не получится». Можете успокоить малыша: «Я знаю, что трудно нарисовать такой же рисунок правой (левой) рукой, но ты постарайся» Подбодрите его, скажите, что он делает все верно. В этом задании нужно сравнить качество выполнения рисунков.
Проследите за тем, чтобы ребенок правильно и удобно держал ручку или карандаш, не напрягался при выполнении задания, правильно сидел.

Во всех заданиях, приведенных ниже, ведущей рукой следует считать ту, которая выполняет более активное действие.

Обращаетесь ли Вы при лечении к специалистам?
Да, так быстрее, чем искать, то что может быть симптомом 10-20 болезней.
40%
Обычно не обращаемся, убираем симптомы и все проходит само.
22.2%
Лечимся только сами, да плохо заниматься самолечением, но бывает это лучше и быстрее чем обратиться к врачу(запись, очереди, непонятные назначения), быстрее сам себе поможешь.
37.8%
Проголосовало: 545

Третье задание — «Построй колодец из палочек (спичек)». Сначала из палочек (спичек) строится четырехугольник, а затем выкладываются второй и третий ряды

Четвертое задание — «Игра в мяч». Нужен небольшой мяч (теннисный), который можно бросать и ловить одной рукой. Мяч кладется на стол прямо перед ребенком, и взрослый просит бросить ему мяч. Задание нужно повторить несколько раз. Можно бросать мяч в цель, например в корзину, ведерко, круг.

Пятое задание — вырезание ножницами рисунка по контуру. Можно использовать любую открытку (вырезать цветок, зайчика, узор и т. п.). Учтите, что более активной может быть рука, которой ребенок держит ножницы, и та, которой он держит открытку. Ножницы могут быть неподвижны, а открытку ребенок будет поворачивать, облегчая процесс вырезания. Вы можете получить неверный результат, если размер и форма ножниц не соответствуют руке ребенка. Это задание можно заменить раскладыванием карточек лото (карт). Все карточки (10-15 штук) ребенок должен взять в одну руку, а другой (как правило, эта рука ведущая) раскладывать карточки. Можно использовать карточки детского лото

Карточки стопкой нужно положить строго на середину стола перед ребенком и только после этого еще раз сформулировать задание: «Возьми все карточки в одну руку, а другой разложи их перед собой». Для того чтобы ребенку было интереснее, попросите его называть то, что нарисовано на карточках.

Шестое задание — нанизывание бисера или пуговиц на иголку с ниткой или шнурок.

Седьмое задание — выполнение вращательных движений. Ребенку предлагают открыть несколько флаконов, баночек (2-3 шт.) с завинчивающимися крышками. Учтите, ребенок может держать флакон или баночку за крышку, а крутить сам пузырек.

Восьмое задание — развязывание узелков (заранее неплотно завяжите несколько узлов из шнура средней толщины). Ведущей считается та рука, которая развязывает узел (другая держит узел).

В этом задании бывает трудно выделить ведущую руку, так как развязывание узелков — процесс довольно сложный и ребенок, как правило, использует обе руки. Можно использовать иной вариант этого задания — составление цепочки из скрепок. Как правило, ребенок в одной руке держит скрепку, а другую скрепку пытается присоединить.

Девятое задание — построить из кубиков дом, ограду и т. п.
Ведущей является рука, которая чаще берет, укладывает и поправляет кубики. При складывании кубиков чаще используются обе руки. Кроме того, это довольно привычный вид деятельности для любого ребенка, поэтому можно продублировать задание, предложив ребенку конструктор, мозаику с конкретным заданием.

Если при выполнении задания ребенок активнее работает левой рукой, то ставится знак плюс (+) в графу «Левая рука», при предпочтении правой — в графу «Правая рука». Если одинаково часто использует как правую, так и левую руку, знак плюс ставится в графу «Обе руки».

Читайте также:  Нет выделений после микролюта

Десятое задание — для родителей. Это данные о семейной леворукости. Если в семье у ребенка есть леворукие родственники — родители, братья, сестры, бабушки, дедушки, нужно поставить плюс в графу «Левая рука», если нет — в графу «Правая рука». Если вы получили больше семи плюсов в графе «Левая рука», то ребенок скорее всего леворукий.

Внимательно проанализируйте результаты. Если вы получили все плюсы в графе «Левая рука» за задания 2-9, а за первое — рисование — плюс будет стоять в графе «Правая рука», то это означает, что бытовые действия ребенок действительно может лучше выполнять левой рукой, а графические — правой. В этом случае, выбирая руку для письма, следует учесть преимущество правой в выполнении графических заданий.

А как быть, если ребенок одинаково хорошо владеет и правой, и левой рукой?

Нередко он начинает писать и правой, и левой рукой, иногда рисует левой, а пишет правой или перекладывает ручку из одной руки в другую, попеременно используя правую и левую руку, что сильно затрудняет процесс формирования навыка письма. Часто взрослые — и педагоги, и родители — придерживаются такой позиции: «какую руку чаще использует, той пусть и пишет». Но одно дело — выполнять привычные бытовые действия, другое — писать. Существуют даже специальные термины: «графическое функциональное превосходство» (т. е. бывают «графические левши» и «графические правши») и «бытовое функциональное превосходство».

Исследования французских ученых показали, что в 90% случаев «графические левши» оказываются и «бытовыми левшами». Такое же соотношение и у правшей. Но есть дети-амбидекстры и в бытовых, и в графических действиях. Такое разнообразие вариантов создает сложности при выборе руки для письма. Поэтому еще раз разберем некоторые возможные варианты.

1. Ярко выраженные бытовые левши, но графические амбидекстры, т. е. одинаково хорошо пишущие и рисующие и правой, и левой рукой. Как правило, эти дети — левши, но дома или в детском саду их переучивали с раннего детства, при рисовании поощряли работу правой рукой. У этих детей процесс обучения письму пойдет легче, если они будут писать левой рукой, хотя качество письма может быть неудовлетворительным .

2. Ярко выраженные бытовые правши, но пишут и рисуют левой рукой или одинаково правой и левой. На практике причиной использования при письме и рисовании не правой, а левой руки может быть травма правой руки, нарушение моторных функций правой руки. В этом случае целесообразно учить ребенка писать правой рукой.

Очень часто десяти заданий недостаточно для того, чтобы определить, какой рукой ребенок действует более активно и ловко. В этих случаях можно выбрать дополнительные задания, например из тех, которые предлагает французская исследовательница М. Озьяс:

1. Выпить воду из стакана..
2. Почистить обувь щеткой.
3. Вставить стержень в отверстие пуговицы (бусины) и поднять ее.
4. Намотать нитку на катушку (лучше использовать деревянные катушки).
5. Перелить воду из одного сосуда в другой.
6. Попасть иголкой в небольшую точку (можно сделать «мишень» на листе бумаги или использовать игру «Дартс»).
7. Отвинтить гайку рукой (ключом). Можно использовать детали металлического или пластмассового конструктора.
8. Сложить мелкие детали (пуговицы, бусины) в узкий цилиндр (во фла кон с узким отверстием).
9. Проколоть дырочки в листе бумаги (5-6 раз) иголкой, булавкой.
10. Стереть ластиком предварительно нарисованные крестики.
11. Продеть нитку в иголку.
12. Стряхнуть с себя соринки, пыль.
13. Капнуть из пипетки в узкое отверстие бутылочки.
14. Достать бусинку ложкой из стакана.
15. Позвонить в колокольчик.
16. Закрыть, открыть застежку-молнию.

В тех случаях, когда определить ведущую руку трудно, обратите внимание на задания 3, 4, 6, 12, 13, 14. Эти действия непривычны, не натренированы и позволяют более объективно оценить превосходство одной руки над другой.

По материалам книги Безруких М.М. «Леворукий ребенок.»

В каком возрасте нужно определять ведущую руку? Специалисты считают, что целесообразно делать это в 4-5 лет. Начиная с 16-20 недель и до 2 лет у ребенка происходят волнообразные изменения рукости. С 2 до 4-5 лет руки практически равноценны и одинаково активны, причем большая часть действий совершается обеими руками. Лишь в возрасте 4-5 лет формируется стойкое предпочтение одной из рук.

  • Все о свадьбе
  • Гороскоп
  • Детский праздник
  • Застолье
  • Календарь праздников
  • Конкурсы, игры, развлечения
  • Новый Год
  • О подарках
  • О праздниках
  • Приглашения, плакаты, картинки
  • Приметы, пословицы, притчи
  • Разное
  • Анекдоты
  • Все о еде
  • Здоровье
  • Искусство
  • История
  • Литература
  • Поэзия
  • Психология
  • Тесты на определение леворукости
  • Религия
  • Рецепты к праздникам
  • Стенгазеты
  • Сценарии праздников
  • Тексты песен, застольные песни
  • Цветы и букеты
  • Афоризмы, цитаты, мысли

Тесты на определение леворукости

Тесты на определение леворукости

Существует, например, специальный тест, позволяющий выявлять левшей уже среди новорожденных детей. Называется он поза фехтовальщика, то есть когда левая рука вытянута вперед, а правая – прижата к туловищу. Если лежа на спине ребенок в течение первого месяца жизни принимает именно такую позу, значит, он левша. Такой тест дает вероятность около 85%.
Специалисты заметили, что сила, с которой ребенок сжимает кулачок в возрасте 17 дней от роду, различна на правой и левой руке.

Для того, чтобы предположить, праворук или леворук ребенок, достаточно иногда просто понаблюдать, какой рукой он больше жестикулирует.

Интересный подход к проведению исследования межполушарной ассиметрии предложен российским автором О.Б. Иншаковой. Метод позволяет определить не только ведущую руку, но и выявить степень леворукости (выраженная, слабая, амбидекстрия). Методика включает две серии проб. Первую группу составляют действия, которые практически всегда находятся под контролем родителей (ведь любая мама замечает, в какой руке ребенок держит ложку, ручку, ножницы). Эти пробы получили название «основных». Во вторую группу вошли действия, на выполнение которых родители почти никогда не обращают внимание. Им не приходит в голову контролировать, какой рукой ребенок поднимает с пола игрушку, стряхивает крошки со стола, машет на прощание рукой и т.д. Это «неосновные» пробы.

Основные способы определения ведущей ноги:

1. Закидывание ноги на ногу – ведущая нога при этом оказывается сверху.
2. Измерение длины шага – у ведущей ноги шаг длиннее.
3. Тест на отклонение от заданного направления. Ребенок с закрытыми глазами проходит 5 м. от начальной точки к цели (кругу), отклоняясь от заданного направления движения из-за различной длины шага на ведущей и неведущей ноге. Если траектория движения смещается больше чем на 1 м. право, значит ребенок имеет ведущую левую ногу.

Способы определения ведущего уха:

1. «Часы». Ребенку предлагают наклониться и послушать, как тикают часики, лежащие перед ним на столе. Он будет слушать тиканье ведущим ухом. По условию ребенок не должен брать часы в руки.
2. «Телефон». Тест аналогичен предыдущему, только изменился атрибут – вместо часов телефонная трубка.

Тесты на определение ведущего глаза:

1. «Подзорная труба». Ребенку предлагают посмотреть в подзорную трубу (свернутый в трубочку лист бумаги). Считается, что ребенок будет смотреть ведущим глазом.
2. «Лист с дырой». Ребенку дают лист бумаги с небольшим отверстием, просят держать его вертикально в вытянутых руках и смотреть через отверстие на лицо взрослого, стоящего на расстоянии нескольких метров. При этом виден ведущий глаз ребенка.
3. Проба Розенбаха. Ребенок стоит на расстоянии 3-4 м. от окна, в вытянутой руке держит карандаш и совмещает его взглядом с вертикальной линией оконной рамы. При закрывании ведущего левого глаза карандаш смещается влево, ведущего правого глаза – смещается вправо. При закрывании неведущего глаза карандаш остается на месте.

Тесты на определение доминирующего полушария:

Для того, чтобы начать тест, внимательно посмотрите на изображение, расположенное ниже. В какую сторону крутится девушка? По часовой стрелки или против? При доминировании левого полушария, у «логиков» девушка вращается вправо. При доминировании правого полушария, «эйдетиков художественного типа», девушка вдруг начинает вращаться влево. У амбидекстров — при наклоне головы в соответствующую сторону — то вправо, то влево!

Девушка крутится по часовой стрелке — доминирует правое полушарие головного мозга.

Девушка крутится против часовой стрелке — доминирует левое полушарие головного мозга.

Если же фигура попеременно вращается то в одну, то в другую сторону — это признак амбидекстрии, то есть, работы и правого и левого полушария мозга.

У некоторых такое переключение вращения силуэта происходит при наклоне головы вправо, затем влево, и наоборот.

У других — смена направления вращений отмечается при концентрации взгляда на лице, затем его расфокусировка, и наоборот.

Если же фигура попеременно вращается то в одну, то в другую сторону — это признак амбидекстрии, то есть, работы и правого и левого полушария мозга.

Когда ребенок учится правильно держать карандаш, ручку, учится писать, необходимо, чтобы он выполнял эти сложные действия ведущей рукой, так как переучивание может отрицательно отразиться на развитии ребенка, осложнить процесс адаптации к школе, привести к серьезным нарушениям здоровья.

В каком возрасте нужно определять ведущую руку? Специалисты считают, что целесообразно делать это в 4-5 лет. Начиная с 16-20 недель и до 2 лет у ребенка происходят волнообразные изменения рукости. С 2 до 4-5 лет руки практически равноценны и одинаково активны, причем большая часть действий совершается обеими руками. Лишь в возрасте 4-5 лет формируется стойкое предпочтение одной из рук.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Тесты и методики для определение леворукости

Когда ребенок учится правильно держать карандаш, ручку, учится писать, необходимо, чтобы он выполнял эти сложные действия ведущей рукой, так как переучивание может отрицательно отразиться на развитии ребенка, осложнить процесс адаптации к школе, привести к серьезным нарушениям здоровья.

В каком возрасте нужно определять ведущую руку? Специалисты считают, что целесообразно делать это в 4-5 лет. Начиная с 16-20 недель и до 2 лет у ребенка происходят волнообразные изменения рукости. С 2 до 4-5 лет руки практически равноценны и одинаково активны , причем большая часть действий совершается обеими руками. Лишь в возрасте 4-5 лет формируется стойкое предпочтение одной из рук.

Действия, которые ребенок выполняет одной рукой, редки и просты (за исключением письма и рисования) и состоят главным образом из повторения одного и того же движения (чистка зубов, еда ложкой или вилкой без ножа, расчесывание). Большая часть повседневной двигательной активности требует участия обеих рук, но каждая рука выполняет свои действия. Приглядитесь, например, как ребенок развязывает узелок, шнурует ботинки, складывает кубики или собирает конструктор. Наблюдение покажет вам, что одна рука (ведущая) осуществляет активное движение, а другая удерживает предмет.

Существует несколько вариантов определения рукости. Наиболее распространенным является метод количественной оценки с помощью вопросников, включающих от 5 до 20 вопросов, ответы на которые отражают предпочтение одной из рук при выполнении повседневных действий. Этот вариант, как правило, используется при оценке рукости у детей 6—7 лет. Однако не каждый ребенок может объективно оценить, какой рукой он выполняет действия легче, увереннее, лучше. Более эффективно использовать специальные задания.

1. “Переплетение пальцев рук”. Предложите ребенку сложить руки в замок. Тест должен выполняться быстро, без подготовки. Считается, что у правшей сверху ложится большой палец правой руки, у левшей — левой .
2. “Поза Наполеона” — складывание рук на уровне груди. Принято считать, что у правшей правая кисть лежит сверху на левом предплечье .
3. “Одновременные действия обеих рук” — рисование круга, квадрата, треугольника. Движения, выполняемые ведущей рукой, могут быть более медленными, но более точными. Линии фигур, нарисованные ведущей рукой, — более четкие, ровные, меньше выражен тремор (дрожание руки), углы не сглажены, точки соединения не расходятся.
Некоторые исследователи рекомендуют выполнять это задание с закрытыми глазами, тогда есть возможность более четко выделить нарушение формы, пропорций фигуры, которая рисуется неведущей рукой.
4. Скорость движений и сила ведущей руки больше, чем неведущей. Для оценки скорости можно использовать число простукиваний указательным пальцем за 10 секунд или число точек (касаний ручки) плоскости листа. Задание выполняется трижды, затем рассчитывается среднее значение.
5. Силу каждой руки необходимо измерить три раза ручным динамометром и рассчитать среднее значение. Ведущей считается рука, превосходящая по силе неведущую на 2 кг.

Немецкий исследователь Ф. Кречмер предлагает для определения рукости попросить ребенка продемонстрировать следующие действия:
полить цветы, пересыпать песок лопаткой, почистить зубы, толкнуть палкой шарик, достать книги с полки, открыть замок-молнию, зажечь спичку, вынуть пробку из ванны и т. д.

Если ребенок выбирает для выполнения всех заданий левую руку, при этом его движения легче и точнее, то он — левша. Однако использовать задания, предложенные Ф. Кречмером, не так просто, как кажется на первый взгляд. При определении рукости важно все: где находится предмет, которым нужно манипулировать, где находится ребенок, как дается инструкция.

Cистема тестов для определения рукости, разработанную М.Г. Князевой и В.Ю. Вильдавским.

Эта система включает игровые задания, подобранные с учетом способов манипулирования, свойственных детям дошкольного и младшего школьного возраста. Бытовые, часто используемые действия дети выполняют обеими руками, что затрудняет выделение ведущей руки. Поэтому некоторые задания мы даем в двух вариантах. Для того чтобы результаты тестирования были объективными, постарайтесь соблюдать следующие условия:

* Лучше, чтобы ребенок не знал, что вы что-то проверяете, поэтому предложите ему позаниматься или поиграть.
* Это должна быть игра по правилам: взрослый должен сидеть строго напротив ребенка, а все приспособления, пособия, предметы следует класть перед ребенком на середину стола, на равном расстоянии от правой и левой руки.
* Лучше, если коробочки, бусины, мяч, ножницы и т. п. будут разложены рядом со столом на низком столике, чтобы ребенок не видел их, не отвлекался.

Первое задание — рисование . Положите перед ребенком лист бумаги и карандаш (фломастер), предложите ему нарисовать то, что он хочет. Не торопите ребенка. После того как он закончит рисунок, попросите его нарисовать то же самое другой рукой. Часто дети отказываются: “я не умею”, “у меня не получится”. Можете успокоить малыша: “Я знаю, что трудно нарисовать такой же рисунок правой (левой) рукой, но ты постарайся” Подбодрите его, скажите, что он делает все верно. В этом задании нужно сравнить качество выполнения рисунков.
Проследите за тем, чтобы ребенок правильно и удобно держал ручку или карандаш, не напрягался при выполнении задания, правильно сидел.

Во всех заданиях, приведенных ниже, ведущей рукой следует считать ту, которая выполняет более активное действие.

Для того чтобы не держать в уме результаты выполнения заданий, удобно занести их в такую таблицу:

В каком возрасте нужно определять ведущую руку? Специалисты считают, что целесообразно делать это в 4-5 лет. Начиная с 16-20 недель и до 2 лет у ребенка происходят волнообразные изменения рукости. С 2 до 4-5 лет руки практически равноценны и одинаково активны , причем большая часть действий совершается обеими руками. Лишь в возрасте 4-5 лет формируется стойкое предпочтение одной из рук.

Часто совсем маленькие дети одинаково хорошо пользуются обеими руками, и бывает трудно понять — какая рука ведущая. Кроме того, некоторые люди, леворукие от природы, могут хорошо развить и правую руку – и тогда их леворукость становится неочевидной. Меж тем хорошо бы точно понимать, какая из рук является главной, потому что дети-левши устроены немного по-другому, чем правши. У них другой способ обработки информации и другие эмоциональные реакции.

Переплетение пальцев рук

Предложите испытуемому сложить руки в замок. Тест должен выполняться быстро, без подготовки. Считается, что у правшей сверху ложится большой палец правой руки, у левшей — левой.

Поза Наполеона

Сложите руки на уровне груди. Принято считать, что у правшей правая кисть лежит сверху на левом предплечье, а у левшей левая кисть лежит сверху, на правом предплечье.

Аплодисменты

У правшей при аплодировании более активна правая рука, у левшей – левая. Этот тест считается более информативным у взрослых, а дети чаще аплодируют, радостно хлопая обеими ладошками.

Поезд

Посмотрите вот это видео. Надо ответить на простой вопрос: в какую сторону движется поезд? У тех, кому кажется, что поезд едет влево, больше развито правое полушарие (как у левши). Если вправо, то, соответственно, – левое (как у правши).

Узелки

Завяжите несколько узелков на шнурке или веревке, а потом попросите ребенка развязать их. Правша будет развязывать узелки правой рукой, а левой только помогать/придерживать, а левша, соответственно, наоборот, – левой развяжет, а правой будет придерживать.

Прыжки

Проверьте, какой ногой ребенок отталкивается при прыжке: если толчковая нога левая, то это признак левши, если правая, то, наоборот, правши.

Рисование

Возьмите лист бумаги и два карандаша. Дайте ребенку в каждую руку по одному. И пусть он рисует обеими руками одновременно: круг, квадрат, треугольник. Наблюдаем: движения, выполняемые ведущей рукой, могут быть более медленными, но более точными. Линии фигур, нарисованные ведущей рукой, — более четкие, ровные, меньше выражен тремор (дрожание руки), углы не сглажены, точки соединения не расходятся. Некоторые исследователи рекомендуют выполнять это задание с закрытыми глазами, тогда есть возможность более четко выделить нарушение формы, пропорций геометрической фигуры, которая рисуется неведущей рукой.

Мишень

Попросите ребенка представить перед собой воображаемую мишень. Пусть поднимет руку, как будто у него в руках есть лук и стрелы, закроет один глаз и прицелится. Какой глаз он закрыл?! Если правый, то это признак левши, а если левый, то правши.

Телефон

В комнате зазвонил воображаемый телефон. Какой рукой ребенок возьмет трубку? И к какому уху ее приложит? Если рука левая – он левша, правая – правша.

Крест-накрест

Все просто: нужно сесть на стул/диван/кресло/табуретку и закинуть одну ногу на другую. Нога, которая окажется сверху, – ведущая.

За помощь в создании текста благодарим проект ПРАВОНАЛЕВО.

Чтобы не пропустить ничего полезного и интересного о детских развлечениях, развитии и психологии, подписывайтесь на наш канал в Telegram. Всего 1-2 поста в день.

Сложите руки на уровне груди. Принято считать, что у правшей правая кисть лежит сверху на левом предплечье, а у левшей левая кисть лежит сверху, на правом предплечье.

Правша или левша? Этот вопрос волнует всех родителей, чей ребенок только-только научился держать в руках погремушку или есть с ложки. Как определить, какая рука является ведущей у малыша?

Экскурс в физиологию

Головной мозг каждого человека состоит из двух больших полушарий. В правом полушарии располагаются нервные центры, отвечающие за работу левой половины тела, тогда как левое полушарие управляет правой половиной. С рождения у младенца является более развитым одно из полушарий головного мозга. Если приоритет отдается правому полушарию, то ребенок становится левшой. И, напротив, при выраженном преобладании левого полушария из малыша вырастает правша. Предугадать, какая часть головного мозга станет ведущей, не представляется возможным.

По статистике до 15% всего населения земного шара являются истинными левшами. Среди них есть те, кого в детстве насильно переучили, так и те, кто остался левшой на всю оставшуюся жизнь. Около 1% всех людей являются амбидекстерами. Эти люди одинаково хорошо владеют как правой, так и левой рукой. Остальное население планеты составляют правши.

Правша – это явление, которым никого не удивишь. Куда как больше вопросов возникает у родителей маленьких левшей. Почему ребенок берет игрушку в левую руку, вместо того, чтобы держать ее правой? Однозначного ответа на этот вопрос не существует. Доказано, что леворукость передается по наследству. Если в вашей семье уже рождались левши, весьма высока вероятность, что и ваш малыш станет делать все левой рукой.

Среди других вероятных причин леворукости стоит отметить травмы головного мозга. При повреждении левого полушария правая часть мозга берет на себя все функции поврежденной зоны, и ребенок становится левшой. Аналогичная ситуация возникает при длительной травме правой руки. Также замечено, что левшой часто становится один из двойни, тогда как второй остается праворуким.

Как определить ведущую сторону?

Проблема адаптации левшей решалась бы гораздо проще, если бы существовали методы для выявления леворуких детей в самом раннем возрасте. Вот только до 3 лет каждый ребенок – амбидекстер по своей природе. Ему одинаково удобно делать привычные вещи как левой, так и правой рукой. Такое явление связано с особенностями развития головного мозга и никакой специальной коррекции в этом возрасте не требует.

Попытаться узнать, правша или левша ваш ребенок, можно и в более раннем возрасте. Вот только любой тест, проведенный у малыша младше 3 лет, не может быть основанием для окончательного «диагноза». Однозначно определить ведущую руку можно после 4-5 лет. В этом возрасте связи между полушариями головного мозга и телом ребенка формируются окончательно, и выяснить, правша или левша ваш малыш, не составит особого труда.

Тест для определения ведущей руки у младенца достаточно прост. Известно, что в возрасте около 3 месяцев исчезают основные рефлексы неврожденных. Исчезновение рефлексов происходит в разное время с правой и левой стороны. Ребенок, который в будущем станет левшой, быстрее теряет эти рефлексы именно на левой стороне. Наблюдая за своим малышом, вы уже в возрасте 3-4 месяцев точно сможете сказать, какая рука будет у него ведущей спустя несколько лет.

Тесты для определения ведущей руки

Каждый тест рассчитан на детей в возрасте 4-5 лет. Именно в этом возрасте можно достаточно точно определить, левша или правша ваш ребенок. Проверить малыша можно в домашних условиях, не отвлекаясь от игры или общения. Проходя тест, ребенок должен будет выполнить простые задания, а его родители – отследить, какой рукой малыш делает те или иные вещи. По преобладанию той или иной руки можно вычислить, какая из них является ведущей у вашего ребенка.

Тест для дошкольников:

  • разрезать бумагу ножницами;
  • стереть ластиком рисунок;
  • нанизать бусины на нитку;
  • разложить карточки на столе;
  • перелить воду из одной емкости в другую;
  • взять стакан в руки;
  • открыть и закрыть замок;
  • намотать нитку на катушку;
  • достать книгу с полки;
  • толкнуть рукой мяч;
  • позвонить в колокольчик;
  • почистить зубы;
  • достать мелкий предмет ложкой из стакана;
  • открыть бутылку с завинчивающейся крышкой.

Есть тест и для детей постарше.

  • Попросите ребенка переплести пальцы в замок. Левша оставит сверху большой палец левой руки, а правша – правой.
  • Предложите ребенку похлопать в ладоши. Ведущая рука окажется сверху.
  • Попросите ребенка скрестить руки перед собой. Ведущая рука снова будет лежать сверху.

Тест для ребенка может быть выбран любой. Можно использовать сразу несколько заданий, позволяющих определить ведущую руку у вашего малыша. Выбирая то или иное упражнение, стоит отдавать предпочтение незнакомым для ребенка действиям. Все дело в том, что когда родители обучают малыша держать кружку, ложку или карандаш, они вкладывают предмет в правую руку. Таким образом родители, сами того не желая, переучивают своего маленького левшу. Тест же предполагает, что ребенок будет делать задания неосознанно. Выполняя непривычное для него действие, малыш сам того не замечая отдаст приоритет ведущей руке и тем самым даст понять, левша он или правша.

Проводите тесты с ребенком один на один в спокойной и доброжелательной обстановке.

Важный момент: проходя тест, ребенок должен иметь одинаковый доступ ко всем предметам с левой и правой стороны. Кружки, карандаши, нитки – все это должно находиться на одинаковом расстоянии от обеих рук. В противном случае малыш потянется туда, куда ему ближе, и тест будет пройден неправильно.

Любой тест проводится с ребенком в виде игры. Не стоит акцентировать внимание малыша на том, что вы его тестируете. Пусть все задания выполняются легко и непринужденно. Если малыш не настроен на игру, стоит отложить проведение теста до следующего раза.

Ваш ребенок – левша

Что делать, если ваш малыш оказался леворуким? В прежние времена считалось, что от подобного состояния нужно обязательно избавляться. Левшей переучивали, создавая маленькому человечку множество проблем. Современные педиатры и психологи не разделяют эту точку зрения. Специалисты считают, что левша – это вариант нормы. Нет никакого смысла переучивать ребенка и ломать его истинную природу в угоду социальным нормам прошлого столетия.

Узнав о том, что ваш малыш – левша, не спешите его переучивать. Даже привыкнув все делать правой рукой, ребенок будет тратить на это гораздо больше сил и времени, чем его сверстники. У переученных левшей по-прежнему доминирует правая половина мозга, и все действия проходят через правое полушарие. В результате большие ресурсы организма тратятся на то, чтобы выполнить простое действие. Не по той ли причине левши, следующие своей природе, зачастую обгоняют в развитии своих переученных сверстников?

Доминирование левой руки, несомненно, может создавать определенные сложности в адаптации ребенка к окружающему миру. Все устройства на этой планете, начиная от простейших бытовых приборов и заканчивая сложной техникой, рассчитаны на правшей. Ели ваш малыш – левша, ему придется привыкать жить в не слишком комфортных для себя условиях. К счастью, сейчас для леворуких людей создано множество вещей, существенно упрощающих жизнь в мире правшей. Стоит ли переучивать ребенка, если можно создать вполне удобные условия для его существования?

Есть тест и для детей постарше.

http://www.child-psy.ru/levsha/180.htmlhttp://www.supertosty.ru/texts/raznoe/psihologiya/572_testy_na_opredelenie_levorukosti.htmlhttp://nsportal.ru/detskiy-sad/materialy-dlya-roditeley/2016/12/18/testy-i-metodiki-dlya-opredelenie-levorukostihttp://chips-journal.ru/reviews/vas-rebenok-levsa-ili-pravsahttp://agushkin.ru/razvitie/kak-opredelit-rebenok-pravsha-ili-levsha.html

Давайте вместе будем делать материал еще популярнее, и после его прочтения сделаем репост в удобную для Вас социальную сеть

.

Оцените статью
Супер мама всегда поможет — только лучшие советы