Новорожденный ребенок большой живот

Содержание

Больший живот у новорожденного – не всегда повод для беспокойства. Как правило, он объясняется естественными причинами, связанными с физиологическими особенностями организма в этом возрасте. Опасения должен вызывать только действительно большой живот у новорожденного, сопровождающийся тревожными симптомами.

Анатомические особенности

Чаще всего такое явление наблюдается у недоношенных детей. Первые несколько месяцев после рождения тело выглядит непропорционально – увеличенный живот и голова, узкая грудная клетка, маленькие руки и ноги. Со временем фигура будет меняться, обретая «нормальный» в понимании взрослого человека вид. Если вас беспокоит анатомическое строение малыша, обратитесь к педиатру, хотя чаще всего такие страхи беспочвенны.

Кроме того, живот у ребенка кажется большим из-за неокрепших мышц. Чтобы натренировать их, почаще выкладывайте малыша на живот и делайте лечебную гимнастику.

Вздутие

Большой живот у новорожденного ребенка может быть вызван скоплением газов в кишечнике. При вздутии он становится болезненным и напряженным. Малыш часто плачет, подтягивает ножки, тужится. Иногда возникают проблемы с пищеварением – диарея или запоры. Причин у этого явления может быть несколько.

Кишечные колики

Они возникают через 20-30 минут после кормления малыша, и связаны с несостоятельностью пищеварительного тракта. Колики сопровождаются спазмами, потугами к дефекации, беспричинным плачем. Как правило, они проходят самостоятельно в течение получаса.

Облегчить состояние малыша можно, подняв его на руки и прижав к животу: от материнского тепла он расслабится и успокоится. Полезна укропная вода, ветрогонные чаи, препараты на основе симетикона.

Переедание

Большой живот у новорожденного ребенка из-за переедания – проблема, характерная для детей на грудном вскармливании. Она проявляется такими симптомами:

  • обильным срыгиванием молока после кормления;
  • частыми просьбами малыша о прикладывании к груди (переедание входит в привычку);
  • прибавкой в весе, превышающей возрастную норму.

Переедание может произойти при гиперлактации у матери. Избыточное образование молока часто встречается в послеродовой период. Со временем организм перестраивается, и лактация нормализуется.

В этом случае помощь нужна не малышу, а его маме. Ей необходимо сцеживать избыток молока, прикладывать к груди холодные компрессы и пить вместо чая фруктовые компоты.

Запор

Возникает из-за неправильного питания матери, введения прикорма или использования неподходящей детской смеси. Стул отсутствует в течение 2-3 дней. При этом малыш ведет себя беспокойно, капризничает, плачет.

Живот при запоре не просто увеличивается в размере, но и становится напряженным. Для облегчения состояния нужно обратиться к участковому педиатру. Он порекомендует детские суппозитории или слабительные средства, а также поможет скорректировать диету.

Непереносимость лактозы

Лактоза – один из базовых компонентов грудного молока. Он служит источником энергии для грудного ребенка, а также участвует в формировании нервной системы.

Обращаетесь ли Вы при лечении к специалистам?
Да, так быстрее, чем искать, то что может быть симптомом 10-20 болезней.
40%
Обычно не обращаемся, убираем симптомы и все проходит само.
22.2%
Лечимся только сами, да плохо заниматься самолечением, но бывает это лучше и быстрее чем обратиться к врачу(запись, очереди, непонятные назначения), быстрее сам себе поможешь.
37.8%
Проголосовало: 545

При поступлении в желудочно-кишечный тракт лактоза расщепляется и усваивается с помощью особого фермента – лактазы. Он вырабатывается в слизистой оболочке кишечника. Если выработка этого фермента снижена, остаток лактозы накапливается в нижних отделах ЖКТ, создавая благоприятную среду для размножения патогенных бактерий.

Лактазная недостаточность проявляется болью в животе, его вздутием, расстройством пищеварения. Из-за нарушения работы кишечника ухудшается процесс усвоения полезных веществ из пищи. Это может привести к различным нарушениям развития ребенка.

Лактазная недостаточность – не повод отказываться от грудного вскармливания. Обычно при этом диагнозе достаточно пересмотреть питание матери, убрав все аллергены, а также наладить режим грудного вскармливания. В редких случаях малышу назначают препараты, способствующие повышенной выработке недостающего фермента.

Рахит

Заболевание, связанное с недостаточной минерализацией костей и расстройством механизма костеобразования. Основной фактор, влияющий на развитие рахита – недостаток витамина D. Он может возникнуть по таким причинам:

  • недостаточное пребывание на солнце;
  • нарушение процессов всасывания витаминов;
  • наследственная предрасположенность;
  • недоношенность малыша;
  • неправильное питание ребенка или матери.

Признаки заболевания развиваются с 1-1.5 месяца, но заметными они становятся к 3-4 месяцам. Типичные симптомы – снижение аппетита, беспокойство, кожный зуд. Из-за того, что ребенок трется головой о подушку, у него лысеет затылок. Лечение – специфическое: препараты витамина D, корректировка рациона, солнечные ванны.

Большой живот у новорожденного ребенка из-за переедания – проблема, характерная для детей на грудном вскармливании. Она проявляется такими симптомами:

Почему в Церкви различают возраст детей

В Православной Церкви существуют определенные правила. Как прихожанин должен себя вести во время богослужений, как следует поститься и молиться, как подготовиться к исповеди и причастию. И многие другие моменты, связанные с церковной жизнью, подробно описаны. Но эти правила в основном составлены для взрослых людей. “А как же вести себя в духовном плане детям? С какого возраста ребенок осознанно грешит и как на это реагировать взрослым? Когда нужно приучать ребенка к исповеди? До какого возраста ребенок считается младенцем?” – эти вопросы актуальны для каждого православного родителя.

“Приносили к Нему детей, чтобы Он прикоснулся к ним; ученики же не допускали приносящих. Увидев то, Иисус вознегодовал и сказал им: пустите детей приходить ко Мне и не препятствуйте им, ибо таковых есть Царствие Божие. Истинно говорю вам: кто не примет Царствия Божия, как дитя, тот не войдет в него. И, обняв их, возложил руки на них и благословил их” (Мк.10:13 – 16).

Младенец – отрок – юноша

Сразу отметим, что не существует отдельного сформированного устава относительно детей как участников церковной жизни. Но существуют нормы поведения и установившиеся традиции, как должен себя вести ребенок в различные периоды своего взросления.

В православии существует определенная система детских возрастов: младенец – отрок – юноша. В Православной Церкви человек воспринимается как развивающаяся личность. Поэтому и подход к духовному воспитанию ребенка в разных его возрастах имеет существенные различия.

Святой Иоанн Кронштадский говорил: “Не оставляйте детей без внимания относительно искоренения из сердца их плевел грехов, …греховных привычек, наклонностей и страстей; враг и плоть грешная не щадят и детей, семена всех грехов есть и в детях; представьте детям все опасности грехов на пути жизни, не скрывайте от них грехов, чтобы они по неведению и невразумлению не утвердились в греховных навыках и пристрастиях…”.

Младенец

До какого возраста ребенок считается младенцем? Младенцем в христианстве принято считать ребенка, не достигшего семилетнего возраста. Существует богословская точка зрения, что до 7 лет ребенок носит в себе зародыш греха, но еще не несет за него личной ответственности. То есть с самого раннего возраста плохие поступки ребенка связаны с его природными склонностями. Он не руководствуется моральными нормами, о которых еще ничего не знает.

Такие черты характера, как злость, раздражительность, эгоизм, мстительность, зависть присущи и маленьким детям. Но взрослый человек способен контролировать свои эмоции, справляться с ними, понимает, что такое грех и покаяние. Маленькому ребенку этому только предстоит научиться с помощью родителей и других взрослых.

Именно по этим причинам младенцам до 7 лет разрешается приступать к причастию без исповеди. Надо помнить, что каждый ребенок индивидуален. Кто-то взрослеет быстрее, а кто-то лишь к 10 годам осознает, что такое грех и может приносить покаяние в содеянном. Поэтому лучше со своим духовником или священником, к которому ходите на исповедь, обговаривать, как поститься и когда начинать исповедоваться подросшему младенцу.

Также детям до 3 лет можно не соблюдать пост, в том числе и перед причастием. После трехлетнего возраста в этом вопросе существуют значительные послабления.

Еще один тревожащий родителей момент – в какое время приходить на утреннее богослужение и приводить ребенка. Большинство священников сходятся во мнении, что в первое время после крещения младенца можно приносить в храм непосредственно перед причастием, постепенно увеличивая время нахождения на богослужении. Родителям следует наблюдать, сколько времени ребенок может спокойно, не капризничая, проводить в храме. Если же младенец плачет и бегает во время богослужения, тем самым мешая молиться окружающим, лучше выйти на улицу и успокоить.

Отрок

До скольки лет ребенок считается отроком? С 7 до 14 лет ребенок является отроком. Именно 7 лет принято считать отправной точкой во взрослении ребенка. Он уже может делить свои поступки на хорошие и плохие. Он уже способен нести ответственность за совершенные грехи. Поэтому следует попробовать подготовить ребенка к исповеди, объяснить смысл покаяния и поста.

При подготовке к первой исповеди ребенок вместе с родителями должен проанализировать свои поступки. А в дальнейшем приучать его к самостоятельности в столь важном делании. Но все дети индивидуальны. И если очевидно, что 7-летний ребенок еще не готов к самостоятельной Исповеди, не дозрел до нее, не нужно настаивать. Нужно постараться неспеша подготовить его к Исповеди.

Возраст отрочества является очень важным в формировании как в целом личности, так и православного христианина. Родителям важно прививать отроку любовь к богослужениям и молитве, к посту и чтению Священного Писания. Но самое главное – это своей жизнью показывать пример, как должен жить настоящий христианин. Без личного примера родителей любое православное воспитание обречено на провал.

Юноша

С какого возраста отрок в православии становится юношей? В 14 лет наступает церковное совершеннолетие. С этого возраста юноша считается взрослым человеком, который уже прошел стадию наивного, детского мышления, но еще не достиг мудрости мужа.

Молодые люди открыты новым познаниям и с юношеским максимализмом готовы перенимать опыт от авторитетных для них людей. Поэтому очень важно, чтобы родители и священнослужители таковыми для юношей и были. В этом возрасте часто возникает первый “кризис веры”, который нужно принять как неизбежную данность. В это время важно не отвратить юношу от Церкви своими неосторожными действиями.

Разумеется, такое возрастное деление условно. Не нужно распространять принцип, до какого возраста ребенок считается младенцем, на всех детей. Взросление каждого отдельного ребенка происходит разными темпами. Важно уделять неокрепшему уму должное внимание, постепенно объясняя что такое хорошо, а что плохо. Затем что такое грех и покаяние. Что значит брать ответственность за свои поступки и так далее. И тогда есть надежда, что духовное семя упавшее на благодатную почву, пусть не сразу, но принесет добрые плоды.

Как сказал Христос: “Посеянное же на доброй земле означает слышащего слово и разумеющего, который и бывает плодоносен, так что иной приносит плод во сто крат, иной в шестьдесят, а иной в тридцать” (Мф, 13:23).

При подготовке к первой исповеди ребенок вместе с родителями должен проанализировать свои поступки. А в дальнейшем приучать его к самостоятельности в столь важном делании. Но все дети индивидуальны. И если очевидно, что 7-летний ребенок еще не готов к самостоятельной Исповеди, не дозрел до нее, не нужно настаивать. Нужно постараться неспеша подготовить его к Исповеди.

В жизни ребенка выделяют несколько знаковых периодов. Первый из них начинается сразу после рождения, а точнее – в момент обрезания пуповины, когда дыхание и кровообращение малыша становятся автономными. Называется этот временной интервал периодом новорожденности или неонатальным. Его суть состоит в приспособлении крохи ко внеутробной жизнедеятельности.

Читайте также:  Можно ли кошке лежать на беременном животе

Временные рамки

Для большинства молодых родителей остается загадкой, по какому принципу детей разграничивают на новорожденных, грудничков и младенцев. Разберемся в этом вопросе. Выясним, сколько суток составляют длительность неонатального периода. В соответствии с медицинскими источниками, новорожденным малыш считается с момента появления на свет до 28 суток, то есть 4 недели.

В свою очередь, неонатальный период делится на:

  • ранний – 1-7 дней;
  • поздний – 7-28.

Общая характеристика неонатального периода

Все органы и системы новорожденного малыша отличаются незрелостью, как с точки зрения морфологии (строения), так и с учетом функциональной активности. После появления на свет происходит их интенсивная перестройка, целью которой является приспособление организма к внеутробному существованию, к условиям внешнего окружения.

Важная особенность неонатального периода – неустойчивость того равновесия, в котором пребывают все системы организма крохи. Минимальные изменения внешних условий способны существенно повлиять на его внутреннее состояние.

Основные перемены, которые происходят в организме малыша в момент прекращения пульсации крови в сосудах пуповины:

  • запуск малого круга кровообращения;
  • начало функционирования легочного дыхания;
  • переход на энтеральное питание, при котором пища всасывается через слизистую оболочку ЖКТ.

Кризисный момент

Жизнь начинается со стресса. Момент прохождения малыша по родовым путям называют кризисом периода новорожденности. Специалисты в области психологии считают этот этап сложным и переломным для нового человека. Составляющие кризиса:

Человек появляется на свет абсолютно беспомощным. Чтобы защитить его и обеспечить выживание, природа заложила в нем определенный набор безусловных рефлексов – сосательный, глотательный, хватательный и прочие.

Ранний неонатальный период

В ранний период новорожденности, продолжительность которого составляет одну неделю с момента рождения, происходит не только знакомство малыша с миром, но и первые контакты с мамой. Реальный внешний вид крохи может отличаться от того образа, который она себе представляла. Это связано с физиологическими пограничными состояниями его организма.

Оттенок кожи

Неоднородный и нехарактерный для взрослых людей оттенок кожи ребенка может быть обусловлен:

  • эритемой;
  • реакцией сосудов на внешние условия;
  • желтухой.

Эритема – покраснение кожи с синеватым оттенком. Обычно она проявляется на стопах и кистях. Причина эритемы – резкое изменение температуры окружающей среды: от 37° в утробе матери до 20-24° в палате больницы. Кроме того, привычная для ребенка водная среда сменяется воздушной. Эритема не является патологическим состоянием и не требует лечения. Температура тела, общее самочувствие и аппетит малыша находятся в пределах нормы. Спустя несколько суток в местах покраснений может начаться шелушение эпидермиса.

Физиологическая реакция сосудов чаще возникает у недоношенных детей в период новорожденности. Она является следствием незрелости сосудистой системы. Ее проявления:

  • мраморность покровов, синюшные пятна;
  • неравномерный цвет тела, на одной части кожа красная, а на другой бледная с синевой, такое бывает после сна на одном боку.

Данное состояние может иметь место на протяжении 2-3 суток после рождения. Ребенок не нуждается в лечении, но врачи за ним наблюдают.

В период новорожденности желтуха возникает вследствие функциональной недостаточности печени, обусловленной ее незрелостью. Орган не может нейтрализовать повышенное количество желчного пигмента, поступающего в кровь. В норме физиологическая желтуха, при которой покровы ребенка приобретают характерный оттенок, длится около недели. У малышей, рожденных раньше срока, она может длиться до 6 недель. Желтизна кожи, сохраняющаяся дольше положенного периода – повод для обращения к врачу.

Милии и акне

Работа сальных и гормональных желез у новорожденного не налажена. После появления на свет на его личике можно заметить мили и акне.

В период новорожденности обнаруживаются не только описанные физиологические явления, относящиеся к нормальному развитию ребенка. Могут быть выявлены аномалии строения, наследственные патологии, фетопатии и так далее. От матери требуется повышенное внимание к ребенку, которое поможет вовремя увидеть отклонения в физическом и психическом развитии.

Поздний неонатальный период

Поздний период новорожденности длится 3 недели. Педиатры называют его временем восстановления после дезадаптационных синдромов. Основные характеристики:

В этом возрасте малышу нужна забота. Важно удовлетворять его потребности в еде, питье, сне, ласке. Именно это обеспечивает выживание ребенка. Большую часть суток новорожденный проводит во сне, но со временем число часов бодрствования увеличивается. Происходит развитие зрительной и слуховой систем, вместо безусловных автоматизмов возникают условные рефлексы. Малыш преодолевает кризис и постепенно адаптируется к новым условиям.

Особенности работы различных органов и систем ребенка

Психическое и физическое развитие детей имеет определенные возрастные закономерности. До какого возраста продлится дозревание той или иной системы, зависит от индивидуальных особенностей ребенка и внешних условий его жизнедеятельности. Однако врачи выделяют общие нормы, характерные для большинства здоровых малышей.

Зрение

Мышцы, отвечающие за движения глазных яблок, а также зрительные нервы у новорожденных детей сформированы не на 100%. В результате возникает физиологическое косоглазие. Это явление, обусловленное недостаточным развитием глазодвигательных мускулов, считается нормальным и со временем проходит. На этапе ранней новорожденности малыш отличает свет от тьмы, то есть разграничивает день и ночь.

На протяжении первых 3-4 суток жизни полости ушей ребенка не заполнены воздухом, поэтому его слух несколько снижен. Затем происходит постепенное развитие слухового аппарата и малыш слышит почти как взрослый. При очень громких звуках он вздрагивает. При этом можно заметить, как меняются частота и глубина его дыхания, а также мимика.

Осязание, вкус, обоняние

Вследствие неравномерного распределения нервных окончаний новорожденный неодинаково реагирует на прикосновения к разным частям тела. Кожа лица и конечностей является более чувствительной, чем покровы спины. В общем осязание развито хорошо.

Возрастной особенностью крохи является любовь к сладкому вкусу, которым обладает молоко матери. Попробовав что-то сладковатое, он облизывает губы, совершает глотательные движения, успокаивается. Если жидкость горькая или соленая, ребенок прекращает сосать, плачет, гримасничает.

Обоняние малыша развито. Резкие ароматы вызывают у него реакцию, выражающуюся в изменении частоты дыхания.

Кожные покровы ребенка кровоснабжаются намного интенсивнее, чем у взрослых, за счет большого количества и увеличенного диаметра капилляров. Любые повреждения, причина которых устранена, быстро заживают. Однако развитие потовых желез недостаточное. Как следствие, ребенок младше месяца легко перегревается из-за высокой температуры воздуха или слишком теплой одежды.

Мочевыделительная система

Развитие почек малыша заканчивается уже после рождения. В мочевом пузыре содержится небольшое количество урины, свойства которой отличаются от стандартов, характерных для взрослого человека. Для новорожденных используются свои возрастные нормы, касающиеся содержания белка, удельного веса, биохимических реакций. В первую неделю мочеиспускание происходит 4-5 раз в сутки, затем – 15-25 раз.

Дыхательная система

Дети на этапе новорожденности, а также в грудном возрасте обладают узкими верхними дыхательными путями, к которым относятся носовые ходы, гортань, трахея. Слизистые оболочки, выстилающие их, активно снабжаются кровью. Они очень чувствительны к механическим раздражителям и сухости воздуха. Частота дыхания в норме – 40-60 движений в минуту.

Сердечно-сосудистая система

После рождения функционирования сердечно-сосудистой системы ребенка меняется кардинально. Закрываются сосуды и отверстия, через которые осуществлялся плацентарный кровоток. Легкие наполняются кровью. Нормальная частота пульса – 110-140 ударов в минуту. Любое внешнее воздействие приводит к ее изменению.

Пищеварительная система

Дозревание органов пищеварения продолжается после рождения. Ребенок появляется на свет с развитой жевательной мускулатурой и большим языком. Благодаря этому он может активно сосать, не уставая в течение длительного времени. Слюнные железы недоразвиты, поэтому вырабатывают мало секрета.

Внешний вид кала меняется постепенно. Сначала он коричневый, затем желто-зеленый, далее – желтый, кашеобразный с кислым запахом. Трансформации связаны с процессом колонизации слизистых оболочек бактериями.

Нервная система

Нервная система ребенка на протяжении первых месяцев жизни развивается активнее всего. Сначала большую часть суток (20-22 часа) он проводит во сне, так как в коре головного мозга процессы торможения превалируют над возбуждением. Со временем увеличиваются периоды бодрствования.

Возбудимость, рефлексы и реакции малыша постоянно трансформируются. Очень выражен тонус мышц рук и ног. В этот период, например, может наблюдаться физиологический тремор – дрожание мускулов конечностей. Кроме того, выделяют ряд безусловных рефлексов, связанных с незрелостью головного мозга, которые изначально есть у всех детей, но угасают в первый год жизни.

Дозревание органов пищеварения продолжается после рождения. Ребенок появляется на свет с развитой жевательной мускулатурой и большим языком. Благодаря этому он может активно сосать, не уставая в течение длительного времени. Слюнные железы недоразвиты, поэтому вырабатывают мало секрета.

До какого возраста младенец считается младенцем (грудным ребенком) — до года; первые четыре недели из этого срока — период новорожденности. Грудничков выделяют в особую категорию неслучайно: не только по «габаритам», но и по важности этого этапа для малыша.

До какого возраста детей называют новорожденными

Важно отличать, до какого возраста грудничок считается грудничком — это дети до года, и в чем разница с термином «новорожденный» — в отдельную категорию выделяют малышей от рождения до 28 дней.

Такая градация применяется не только в России, но и во всем мире, и используется Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ).

Выделение новорожденных в отдельную группу неслучайно. С незапамятных времен (а в регионах мира, где практически нет нормальной медицины, и сегодня) первый месяц жизни считался критическим: если младенец поживет четыре недели — значит, выживет.

Этот период — знакомство с миром, переход от внутриутробного развития к адаптации в новых условиях. Такое испытание на прочность называют «кризисом новорожденности».

Кого относят к младенцам

Период, до какого возраста ребенок считается младенцем, от рождения и до 12 месяцев, подразделяют на период новорожденности, первое и второе полугодия.

Такое подробное деление первого года — отражение его важности. За всю последующую жизнь человек не меняется настолько, как младенец за год, а тем более новорожденный за первый месяц. И то, как растет и развивается кроха в этом возрасте, — залог его здоровья на всю остальную жизнь.

Основные отличия новорожденного и младенца

Главные отличия грудничков, которые необходимо понимать родителям, анатомические характеристики, с которыми появляются на свет малыши, до какого возраста младенческие особенности сгладятся, и как процесс развития происходит.

Очень быстро. Выражение «растет и меняется на глазах» — не фигура речи, а физиологическая особенность этого возраста:

  • Рост. Особенно быстро груднички прибавляют в первые 12 недель — в среднем, по 3 сантиметра ежемесячно; потом темпы сбавляются до 2,5 см (от 3 месяцев до полугода), до 1,5 — 2, а затем и 1 сантиметра в четыре недели. Прирост за год составит около 25 сантиметров.
  • Вес. Сразу после появления на свет масса тела снижается (нормой считают убыль на 5 — 10%), а со второй недели младенцы начинают набирать в начале по 20, а со второго месяца по 30 граммов в сутки. Четырехмесячный карапуз весит вдвое больше, чем при рождении, а годовалый втрое.
  • Костно-мышечная система. За девять месяцев малыш привык к позе эмбриона в мамином животе, и его ручки-ножки расправятся не сразу: гипертонус мышц сохраняется до 2 — 2,5 месяцев. С первых недель жизни кости и их соединения становятся все более прочными, закрываются вначале малый, а к году и большой родничок. С полугода режутся зубы.
  • Кожные покровы. Новорожденные появляются на свет с очень нежной кожей, тонким подкожно-жировым слоем, потовые железы еще не работают в полную силу. Результат – слабая терморегуляция, а значит, опасность переохлаждения или перегрева. За первый год нарастает подкожный жир, кожа становится более плотной, утолщаются волосы и ноготки.
  • Пищеварительная система. Желудок и кишечник младенцев недостаточно зрелые, они продолжают формироваться, а сил для роста требуется много. И вопрос, до какого возраста ребенок грудной, имеет логичный ответ — пока для него незаменимо мамино молоко. В идеале до полугода оно остается единственной пищей, с шести месяцев вводятся прикормы, но до года они — только дополнение к грудному кормлению.
  • Сердечно-сосудистая система. В первый год жизни сердечко ребенка увеличивается по массе, постепенно оно начинает работать медленнее и эффективнее: снижается частота пульса, растет артериальное давление.
  • Органы дыхания. Легкие — орган, который во внутриутробном развитии крохи не задействован, и работать начинает только «на воздухе»: увеличивается глубина дыхания, снижается его частота; количество вдохов и выдохов в минуту — 40 — 45 до 3 месяцев, 35 — 40 — к полугоду, 30 — 35 — к году.
Читайте также:  Плод расположен низко при беременности на 20

Кроме анатомических, не менее наглядны от недели к неделе изменения нервной системы, психоэмоциональное развитие:

  • новорожденный: к концу первого месяца детки пытаются поднимать голову, взглядом следить за предметами, реагируют на прикосновения, яркий свет или громкий звук, плачем реагируют на то, что не нравится, успокаиваются, когда взяли на руки;
  • 1 — 3 месяца: младенец поворачивает голову, не просто следит глазками за мамой или игрушкой, но удерживает взгляд, присматривается и прислушивается, реагирует на звуки, рассматривает свои ручки-ножки, пытается хватать предметы, начинает улыбаться, гулит;
  • 3 — 6 месяцев: кроха хорошо держит и поворачивает голову, лежа на животе и опираясь на ручки, поднимает верхнюю часть тела или переворачивается; подолгу разглядывает предметы, следит за ними, хватает; узнает маму и домочадцев, улыбается, смеется, играет, начинает произносить сочетания звуков;
  • 6 — 9 месяцев: с полугода малыш начинает самостоятельно садиться, постепенно учится ползать, стоять и шагать с поддержкой; в этом возрасте детки охотно играют, умеют пить из чашки и есть с ложки, ярко и выразительно (смехом, криком, плачем) проявляют свое довольство-недовольство, начинают произносить целые слоги;
  • 9 месяцев — год: в этом возрасте большинство детей хорошо стоят и даже делают первые шаги, едят с ложки и пьют из чашки и пытаются сделать это сами; малыши узнают родных, охотно и подолгу играют, начинают произносить целые слова.

Подводим итоги

Во всем мире принята одна и та же градация, какой возраст считается грудным — от рождения до года; отдельно выделяются первые 4 недели — период новорожденности.

Это самый динамичный и важный этап для вашего крохи, пусть он будет удачным и благополучным!

Очень быстро. Выражение «растет и меняется на глазах» — не фигура речи, а физиологическая особенность этого возраста:

Почему в Церкви различают возраст детей

В Православной Церкви существуют определенные правила. Как прихожанин должен себя вести во время богослужений, как следует поститься и молиться, как подготовиться к исповеди и причастию. И многие другие моменты, связанные с церковной жизнью, подробно описаны. Но эти правила в основном составлены для взрослых людей. “А как же вести себя в духовном плане детям? С какого возраста ребенок осознанно грешит и как на это реагировать взрослым? Когда нужно приучать ребенка к исповеди? До какого возраста ребенок считается младенцем?” – эти вопросы актуальны для каждого православного родителя.

“Приносили к Нему детей, чтобы Он прикоснулся к ним; ученики же не допускали приносящих. Увидев то, Иисус вознегодовал и сказал им: пустите детей приходить ко Мне и не препятствуйте им, ибо таковых есть Царствие Божие. Истинно говорю вам: кто не примет Царствия Божия, как дитя, тот не войдет в него. И, обняв их, возложил руки на них и благословил их” (Мк.10:13 – 16).

Период грудного возраста

Сколько длится период грудного возраста?
С 29-го дня жизни ребенка после рождения до конца первого года жизни – длится этот период, характеризующийся интенсивным нарастанием массы тела и роста, интенсивным физическим, нервно-психическим, интеллектуальным развитием. Само название говорит о близком контакте ребенка с матерью в этот период, когда закладывается фундамент здоровья человека. У грудного ребенка – врожденная потребность в активном познании окружающего мира.

Особенности роста и развития грудного ребенка

Интенсивное нарастание массы тела. К 4,5 мес. происходит удвоение массы тела при рождении, к концу года масса тела составляет 10 – 11 кг. Отмечаются значительные темпы роста: длина тела увеличивается на 50% длины при рождении и к году достигает 75 – 77 см. Окружность головы к году составляет 46 – 47 см, окружность груди – 48 см. Происходит быстрое развитие моторики и двигательных умений ребенка.

Наблюдается три «пика» двигательной активности:

пик – в возрасте 3 – 4 мес. – связан с существенными морфофункциональными изменениями зрительной зоны; для него характерны комплекс оживления, радости при первом общении со взрослыми.

пик – в возрасте 7 – 8 мес. – активация ползания, формирование бинокулярного зрения и овладение пространством.

пик – 11 – 12 мес. – начало ходьбы.

Определяют указанные типы двигательной активности сенсорно-моторные связи, а детерминируют – процессы роста и развития скелетной мускулатуры ребенка и его двигательной активности.

Младенец – отрок – юноша

Сразу отметим, что не существует отдельного сформированного устава относительно детей как участников церковной жизни. Но существуют нормы поведения и установившиеся традиции, как должен себя вести ребенок в различные периоды своего взросления.

В православии существует определенная система детских возрастов: младенец – отрок – юноша. В Православной Церкви человек воспринимается как развивающаяся личность. Поэтому и подход к духовному воспитанию ребенка в разных его возрастах имеет существенные различия.

Святой Иоанн Кронштадский говорил: “Не оставляйте детей без внимания относительно искоренения из сердца их плевел грехов, …греховных привычек, наклонностей и страстей; враг и плоть грешная не щадят и детей, семена всех грехов есть и в детях; представьте детям все опасности грехов на пути жизни, не скрывайте от них грехов, чтобы они по неведению и невразумлению не утвердились в греховных навыках и пристрастиях…”.

Младенец

До какого возраста ребенок считается младенцем? Младенцем в христианстве принято считать ребенка, не достигшего семилетнего возраста. Существует богословская точка зрения, что до 7 лет ребенок носит в себе зародыш греха, но еще не несет за него личной ответственности. То есть с самого раннего возраста плохие поступки ребенка связаны с его природными склонностями. Он не руководствуется моральными нормами, о которых еще ничего не знает.

Такие черты характера, как злость, раздражительность, эгоизм, мстительность, зависть присущи и маленьким детям. Но взрослый человек способен контролировать свои эмоции, справляться с ними, понимает, что такое грех и покаяние. Маленькому ребенку этому только предстоит научиться с помощью родителей и других взрослых.

Именно по этим причинам младенцам до 7 лет разрешается приступать к причастию без исповеди. Надо помнить, что каждый ребенок индивидуален. Кто-то взрослеет быстрее, а кто-то лишь к 10 годам осознает, что такое грех и может приносить покаяние в содеянном. Поэтому лучше со своим духовником или священником, к которому ходите на исповедь, обговаривать, как поститься и когда начинать исповедоваться подросшему младенцу.

Также детям до 3 лет можно не соблюдать пост, в том числе и перед причастием. После трехлетнего возраста в этом вопросе существуют значительные послабления.

Еще один тревожащий родителей момент – в какое время приходить на утреннее богослужение и приводить ребенка. Большинство священников сходятся во мнении, что в первое время после крещения младенца можно приносить в храм непосредственно перед причастием, постепенно увеличивая время нахождения на богослужении. Родителям следует наблюдать, сколько времени ребенок может спокойно, не капризничая, проводить в храме. Если же младенец плачет и бегает во время богослужения, тем самым мешая молиться окружающим, лучше выйти на улицу и успокоить.

Отрок

До скольки лет ребенок считается отроком? С 7 до 14 лет ребенок является отроком. Именно 7 лет принято считать отправной точкой во взрослении ребенка. Он уже может делить свои поступки на хорошие и плохие. Он уже способен нести ответственность за совершенные грехи. Поэтому следует попробовать подготовить ребенка к исповеди, объяснить смысл покаяния и поста.

При подготовке к первой исповеди ребенок вместе с родителями должен проанализировать свои поступки. А в дальнейшем приучать его к самостоятельности в столь важном делании. Но все дети индивидуальны. И если очевидно, что 7-летний ребенок еще не готов к самостоятельной Исповеди, не дозрел до нее, не нужно настаивать. Нужно постараться неспеша подготовить его к Исповеди.

Возраст отрочества является очень важным в формировании как в целом личности, так и православного христианина. Родителям важно прививать отроку любовь к богослужениям и молитве, к посту и чтению Священного Писания. Но самое главное – это своей жизнью показывать пример, как должен жить настоящий христианин. Без личного примера родителей любое православное воспитание обречено на провал.

Двигательное развитие

Первый месяц жизни очень важен для ребенка. Ведь развитие внутренних органов малыша не завершается к моменту рождения. Их совершенствование продолжается. По этой причине педиатры уделяют в период рождения особое внимание малышам, тщательно контролируя развитие новорожденного.
Врачи осматривают кроху, оценивают состояние младенца, его двигательные функции, реакции малыша, работу кишечника, объем и режим питания, чистоту кожи, а также иные показатели. Первым временем к важнейшим показателям относят вес крохи.

Ведь после появления на свет основная часть детей слегка теряет в весе. При нормальных условиях это порядка 7% от массы, которая была у ребенка при рождении. Поэтому такое явление не должно вызывать волнения у родителей.

Новорожденным малышам характерен водянистый стул. В нем порой присутствует немного слизи. Дефекация осуществляется 5-8 раз за день. Малыш может мочиться до пятнадцати раз в день. В период новорожденности ребенку свойственен гормональный криз.

Кожа большинства новорожденных имеет желтоватый оттенок. Для детского организма это вполне нормально. Данное явление объясняется массовым распадом красных кровяных телец (эритроцитов), которые сопровождаются ростом билирубина в крови. В норме все это проходит бесследно спустя две недели после рождения.

Новорожденные могут спать по 16-18 часов за день. Поэтому родители иногда задаются вопросом, целесообразно ли будить малыша для кормления. Как правило, ответ положителен. Чтобы избежать деформации головы и шеи новорожденного, требуется следить за сменой положения головы ребенка.

В позднем периоде новорожденный уже постепенно привыкает к новому существованию. Он больше бодрствует, активнее сосет молоко, двигает ручками и ножками, может хватать маму за пальцы. Это уже осознанные движения.

После кормления буквально через десять минут ребенок засыпает. В поздний период новорожденный уже поворачивает голову в направлении услышанного голоса либо звуков. Он подолгу рассматривает яркие крупные погремушки.

Читайте также:  Плацентарные млекопитающие список ехидна

Немаловажно, чтобы новорожденный ребенок находился в тепле. Ведь если он будет испытывать дискомфорт от мокрого подгузника — плач неизбежен. Излишняя жара или холод тоже спровоцируют капризы. Успокоить малыша можно, взяв его на руки.

Следует понимать, что темпы развития новорожденного ребенка разнятся. Поэтому не нужно огорчаться, если у малыша заметны незначительные отставания. Главное — регулярное внимание и, конечно же, забота, проявленная ребенку. В этом случае он все наверстает достаточно быстро и будет расти крепким, счастливым и здоровым.

Грудничок в первые полгода постепенно учится владеть собственным телом и, хоть и медленными темпами, но достигает хороших результатов:

  • в два месяца он может приподнимать грудь, лежа на животике;
  • в трехмесячном возрасте грудничок делает попытки дотянуться до объекта и схватить его;
  • к 5-6 месяцам малыш хватает объекты, притягивает их к себе;
  • грудничок может присаживаться с поддержкой, переворачиваться и пробует ползти.

Двигательное развитие крохи во вторые полгода продолжает проходить активными темпами: освоенные навыки закрепляются, из них вырастают новые физические достижения младенца.

  • После полугода ребенок осваивает ползание, перевороты и может садиться самостоятельно;
  • процесс ползания постепенно трансформируется: «пластунское» передвижение за 2-3 месяца перерастает в быстрый бег на четвереньках;
  • к 9 месяцу малыши могут вставать с поддержкой, а также передвигаться стоя, удерживаясь за бортики кроватки или постель;
  • к 11 месяцам вестибулярный аппарат крохи начинает более-менее нормально функционировать, и теперь ребенок может самостоятельно стоять, ни за что не держась, и даже делает несколько шагов.
  • к годику большинство детей уже могут ходить, хоть и делают это не вполне уверенно.

Описанные двигательные навыки, которыми грудничок должен овладеть, не имеют строгой привязки к срокам: существуют только статистические данные здоровых младенцев, собранные ВОЗ. Каждый малыш развивается по-своему, перепрыгивает этапы ползания или переворотов, поэтому не переживайте, что кроха не освоил что-то до какого-то определенного возраста.

Все родители, отмечая первый день рождения дитя, с интересом просматривают фотографии и видео, накопившиеся за год, и поражаются тому, как сильно изменился малыш и как он подрос за период младенчества.

И действительно, темпы роста у грудничка весьма интенсивные, ежемесячно ребенок подрастает на 3 см в первые полгода и на 2-1 см во втором полугодии. В целом за период младенчества длина тела дитя увеличивается в 1.5 раза.

Все родители хотят, чтобы долгожданны малыш вырос здоровым, сильным и умным. С первых дней они интересуются вопросами его развития, внимательно прислушиваются к рекомендациям педиатра. Этапы развития для каждого индивидуальны.

В первый месяц ребенок считается новорожденным и это время больших открытий для него. Ребенок адаптируется к новой для себя жизни и знакомится с окружающим миром. В это время малыш впервые начинает улыбаться.

Второй месяц – это время активного психического развития. Ребенок внимательно наблюдает за происходящим, особенно за мамой. В это время устанавливается телесный контакт.

Третий месяц может быть неспокойным и для малыша, и для родителей. Возможно появление болей в животе, в особенности у грудничков-искусственников. Малыш начинает активно улыбается, хмурится, реагирует на собеседника. Может поворачивать и крутить головой.

Четвертый месяц — время начала активных движений. Ребенок пытается переворачиваться в кроватке, много двигает руками, много улыбается и активное выражает недовольство мимикой и плачем. Постепенно начинается речевое восприятие.

В пять месяцев малыш пытается произносить звуки. Начинает узнавать близких людей, отвечая улыбкой и смехом. Он пытается сидеть и тянет в рот все подряд.

В шесть месяцев грудничок начинает активно двигаться, развивая мускулатуру. Пытается встать, подтягивается и хватает предметы.

Семь — восемь месяцев – время, когда ребенок самостоятельно садится и начинает ползать. Появляется первый зуб. Это говорит о том, что можно вводить прикорм.

В возрасте девять — десять месяцев ваш малыш делает первые шаги. Теперь его уже нельзя оставлять без присмотра. Он может развлекать себя сам, разглядывая предметы и играя в игры.

К одиннадцати — двенадцати месяцам почти все дети уверенно ходят и бегают. Ребенок активно общается со сверстниками. Может выполнять некоторые просьбы и отвечать на вопросы.

Еще по теме Какие молочные продукты можно кормящей маме

Новорожденный не умеет еще регулировать свои движения. Пока он еще не в состоянии держать голову. Первое время малыш спит еще в утробной позе, согнув и прижав руки и ноги к животу. Когда он бодрствует, его конечности находятся непроизвольно в движении.

Есть у грудничка и врожденные рефлексы. Это рефлекс опоры, ползание и походка. Сейчас ученые выяснили, что если развивать эти рефлексы, то ребенок на более ранних сроках научится ползать и ходить. Особенно, это относится к малышам с недостатками опорно-двигательного аппарата. Чем раньше вы начнете развивать рефлексы, тем быстрее можно избавиться от дефектов.

Если грудничка поставить на опору, то он сразу выпрямляет туловище и будет стоять на согнутых ногах. Это — рефлекс опоры. Если слегка наклонить вперед его туловище, то он будет делать шаговые движения.

В воде грудничок чувствует себя более свободно, чем в кроватке. В это время можно учить ребенка плавать. Но если вы опасаетесь этого, то и ежедневного купания достаточно развивают его движения.

К концу первого месяца малыш уже держит голову, а к двум-трем месяцам начинает выполнять произвольные движения. Лежа на животе, ребенок поднимает голову и поворачивает ее в сторону света и звуков. Он вытягивает и приближает руки ко рту.

В четыре месяца грудничок протягивает руки к игрушке. Начиная с трех месяцев, развивается зрительно-моторная координация. В пять — шесть месяцев малыш может сидеть при поддержке взрослого. В возрасте шести — семи месяцев ребенок пытается переворачивать с живота на спину и обратно.

В восемь месяцев он начинает садиться без посторонней поддержки и пытается ползать сначала по кругу или назад, а потом вперед. В восемь — девять месяцев некоторые груднички ползают на четвереньках и встают на ноги.

В девять месяцев уже пытаются переступать при поддержке. В это время ходьба становится самым любимым занятие малыша. К десяти месяцам он умеет стоять самостоятельно и к одиннадцати делает свои первые шаги.

В первый месяц жизни ребенок вздрагивает при резких звуках и следит взглядом за блестящим предметом. Начинает улыбаться и держит голову.

В два месяца следит за двигающимся предметом, поворачивает голову на источник звука и улыбается в ответ.

В три месяца ребенок с любого положения уже может фиксировать взгляд на неподвижном предмете, сосредоточенно слушает. Двигает руки и наталкивается к игрушке, отводя от плеча руки.

В четыре месяца малыш узнает мать, поворачивая голову в ее сторону, громко смеется, рассматривает свои руки, ощупывает игрушку, поддерживает бутылочку или грудь при кормлении.

К пяти месяцам исчезают все физиологические рефлексы, за исключением сосательного. Он уже умеет различать близких и чужих людей, а также тон общения. Поворачивается, когда с ним разговаривают. Долго и активно гулит, берет игрушку из рук и все тянет в рот.

  • Постепенно развивается память: ребенок запоминает лица, игрушки и составляет причинно-следственные связи между действиями и их последствиями.
  • К 4 месяцам у детей начинают ярко проявляться эмоции: удивление, радость, страх.
  • За период младенчества сильно меняется отношение грудничка к незнакомым: во втором полугодии доброжелательность резко сменяется настороженностью и боязнью.
  • К полугоду возникает психологический кризис, и ребенок чрезмерно привязывается к матери, не желая ее отпускать ни на шаг.
  • Общение с близкими также проходит большой путь: от младенческого комплекса оживления к активному общению.
  • Постепенно малыш осознает, что можно чего-то добиться с помощью взрослых: увидеть что-то высокое вблизи, получить в распоряжение далеко располагающийся предмет, — и всеми способами (жестами и речью) ребенок просит родителей помочь ему.
  • Речь ребенка развивается на протяжении всего периода младенчества, начиная с гуления и артикуляционных забав в первое полугодие и заканчивая собственным «языком» и десятком узнаваемых простых слов к году.

Социальный аспект младенческого возраста

Человек по своей сущности может рассматриваться через три ипостаси:

  • как биосистема;
  • как социальное существо;
  • как личность.

В нормальных условиях появление нового человека является результатом психологической готовности матери к его рождению. Новорожденный изначально беспомощен. Едва появившись на свет, он должен приспособиться к условиям существования, которые резко отличаются от существования в чреве матери. Жизнь новорожденного зависит от того, как его организм может адаптироваться к изменившимся условиям среды. Для организма многих новорожденных сам процесс рождения — тяжкое физическое испытание, которое истощает его организм и создает ситуацию стресса. Родившись и оправившись от потрясений, связанных с рождением, ребенок начинает жить в заданных условиях и развиваться в соответствии с врожденным потенциалом и с создаваемыми условиями.

О вскармливании

Малыш приходит в этот мир неприспособленным к самостоятельному существованию, поэтому вскармливание ребенка грудного возраста является неотъемлемой частью его жизнеобеспечения. Родители обязаны заботиться о нем, чтобы обеспечить все его физиологические потребности. Разные виды вскармливания, в зависимости от существующих возможностей и потребностей ребенка предполагают применение грудного молока, искусственных смесей и разных типов прикорма. Специалисты уверены, что именно грудное вскармливание является оптимальным для младенцев.

Вскармливание в грудном возрасте должно сочетать в себе питательные вещества, жидкость, витамины, которые необходимы для организма новорожденного ребенка. Все эти компоненты присутствуют в грудном молоке матери.

Как развиваются движения?

Пожалуй, всем мамочкам известно, что малыши рождаются с необходимым минимумом безусловных рефлексов: сосательным, хватательным, рефлексом переступания. За период с 1 по 3 месяц малыши начинают удерживать головку. К 4 они уже могут переворачиваться со спинки на бок, немножко позже и на животик. Карапузы тянутся к погремушкам, берут их в ручки. Теперь они весьма любознательные.

К 5 месяцам малыши начинают ползать, подтягивая ножки к животику, они очень смешно выгибают спинку. Правда, так получается не у всех.

К полугодовалому возрасту детки начинают садиться, вставать на коленки в кроватке, храбро держась за перекладины. Если они едут по улице в коляске, то внимательно изучают все, что их окружает. Малышам интересно все — машины, летающие голуби, пробегающие собаки, кошки и многое другое.

К 7-8 месяцам детки смело встают в кроватках, ходят вдоль перил, придерживаясь ручками.

До того времени, когда малыши начнут ходить остается совсем немного времени. Обычно это происходит, когда детишки достигают 10-12 месяцев от роду.

Грудной возраст ребенка довольно интересен как для него, так и для родителей. Каждый день для малыша ознаменовывается новым умением и открытием. Глаза любящей мамы могут заметить даже самые незначительные изменения в поведении малыша. Но не стоит забывать, что все детишки разные: например, кто-то начинает сидеть уже в 5 месяцев, а кто-то только в 7. Это совершенно естественно, поэтому не стоит торопить события, а нужно просто наслаждаться каждым моментом.

Описанные двигательные навыки, которыми грудничок должен овладеть, не имеют строгой привязки к срокам: существуют только статистические данные здоровых младенцев, собранные ВОЗ. Каждый малыш развивается по-своему, перепрыгивает этапы ползания или переворотов, поэтому не переживайте, что кроха не освоил что-то до какого-то определенного возраста.

http://detskiezabolevaniya.com/u-novorozhdennogo-bolshoj-zhivot.htmlhttp://pravoslavium.ru/do-kakogo-vozrasta-rebenok-schitaetsya-mladencem/http://vseprorebenka.ru/razvitie/vozrast/period-novorozhdennosti.htmlhttp://littleone.com/publication/0-7521-do-kakogo-vozrasta-novorozhdennyy-schitaetsya-novorozhdennymhttp://semya-centr.ru/do-goda/grudnichki-do-kakogo-vozrasta-schitayutsya-v-poliklinike.html

Давайте вместе будем делать материал еще популярнее, и после его прочтения сделаем репост в удобную для Вас социальную сеть

.

Оцените статью
Супер мама всегда поможет — только лучшие советы