Рождения должны следить глазами за предметами находящимися в движении в

Зрение — одна из основных функций познания мира. Благодаря зрительным образам ребенок получает до 90% информации о происходящем вокруг него. По поводу зрения у новорожденных детей бытует множество домыслов: кто-то утверждает, что грудничок видит все вверх ногами, в перевернутом положении, кто-то уверен, что малыши не способны различать цвета.

В данном материале мы рассмотрим, каким видится наш мир новорожденным, а также выясним, когда малыш начинает фокусировать взгляд и как помочь малютке развить зрительные функции.

Стадии развития после рождения

Зрение продолжает развиваться после рождения, дозревают глазки, нервы. Этот процесс идет одновременно с развитием и становлением функций головного мозга.

После рождения зрение у младенцев слабое, похвастать его остротой они не могут. Большой и яркий (по сравнению с материнской утробой) мир является большим стрессом для малыша, который к тому же не может толком рассмотреть происходящее вокруг. То, что мы видим, для грудничка первого месяца жизни является «лоскутным одеялом» – скоплением разноцветных пятен, не имеющих четких границ.

Но процесс формирования органов зрения и нейронных связей в головном мозге происходит непрерывно, а также очень интенсивно, и поэтому уже в месяц малыш может в общих чертах различить определенные формы, если поднести предмет близко к его глазам.

Однако удерживать взгляд точечно младенцу этого возраста еще очень трудно, мышцы, отвечающие за движение глазных яблок и фиксацию взгляда, еще очень слабые.

Видят ли новорожденные все в черно-белом спектре? Ответ на этот вопрос скорее отрицательный, но и особого разнообразия цветов вновь рожденный ребенок не воспринимает. Скорее, это набор пятен в полутонах. Утверждения о том, что младенцы все воспринимают в перевернутом виде, вообще далеки от реальности. Видит ваш новорожденный все в правильной проекции, только очень неотчетливо.

Поскольку глазные яблоки существенно уступают по размерам взрослым (16мм у новорожденных против 24 мм у взрослого), то изображение формируется не на сетчатке глаза, а сразу за ней, поэтому всем без исключения новорожденным свойственна некая физиологическая дальнозоркость.

По мере роста глазных яблок изображение начинает формироваться правильно и точно там, где оно должно появляться — непосредственно на сетчатке.

Давайте рассмотрим основные этапы становления зрительной способности у грудничков.

Новорожденный

В первые дни после рождения ребенок различает только свет и темноту. Ни маму, ни папу, ни тем более бабушку он не может рассмотреть, как бы родственники ни старались доказать обратное.

Обращаетесь ли Вы при лечении к специалистам?
Да, так быстрее, чем искать, то что может быть симптомом 10-20 болезней.
40%
Обычно не обращаемся, убираем симптомы и все проходит само.
22.2%
Лечимся только сами, да плохо заниматься самолечением, но бывает это лучше и быстрее чем обратиться к врачу(запись, очереди, непонятные назначения), быстрее сам себе поможешь.
37.8%
Проголосовало: 545

Если направить на ребенка слишком яркий свет, он может заплакать, резкая смена освещения (с темноты на свет) вызывает слезотечение и вполне понятное возмущение маленького человечка. Эти способности относятся к разряду зрительных рефлекторных реакций, их оценивают в родительном доме после появления малыша на свет. Если реакции есть, считается, что ребенок зрячий.

3 недели после рождения

Проходит период первичной адаптации, малыш приспосабливается к новым условиям своего обитания. После 21 дня начинает формироваться цветовое зрение, малыш станет различать некоторые пятна как более или менее яркие.

На расстоянии около 40 сантиметров от лица он может увидеть их лучше всего. Но ни понять, ни проанализировать увиденное малыш пока не в состоянии. Он не различает лица, не может видеть маму, но может ее чувствовать — по запаху, по голосу, по привычным для него прикосновениям.

1 месяц

После первого месяца грудничок начинает недолго удерживать взгляд на предмете, который удален от него не более, чем на 50-60 сантиметров. Но получается это пока плохо, а потому родители начинают бить во все колокола – «малыш косит», «у него глаза смотрят в разные стороны», «один зрачок подрагивает».

Все это не признаки патологии, а признаки незрелости мышц глаз, пройдет еще совсем немного времени, и грудной ребенок научится рассматривать предметы дольше.

2 месяца

К концу второго месяца ребенок может чуть дольше фокусировать взгляд на крупной игрушке. Но следить за ней взглядом ему пока еще очень сложно.

Малыш начинает узнавать маму, и это бесспорный прорыв. Появляются зачатки цветоразличения — малыш воспринимает красный цвет.

3 месяца

К этому возрасту органы зрения ребенка «шагнули» далеко вперед. Теперь он может не просто следить за предметом статичным, но и пытаться удержать взгляд на предмете движущемся, правда, при условии, что двигаться этот предмет будет нерезко, плавно.

Глазки малыша уже могут двигаться вправо и влево, вверх и вниз. Способность различать цвета совершенствуется — малыш начинает видеть желтый цвет.

4-5 месяцев

К концу пятого месяца малыш различает синий и зеленый, а также все базовые цвета спектра, но вот полутона ему пока недоступны.

Их он научится видеть к 7-8 месяцам. Ребенок узнает родных, различает лица, может довольно четко видеть предметы, которые удалены от него на расстояние метра.

6 месяцев

В полгода выражение лица ребенка начинает приобретать «живой» взгляд, вполне осознанный и разумный. Глаза больше не смотрят в разные стороны, не бегают туда-сюда, малыш может четко видеть лица, игрушки на расстоянии до трех метров, фиксировать на них взгляд.

Зрение становится стереоскопическим. Это означает, что младенец начинает видеть мир не плоским, как ранее, а трехмерным, объемным, таким, каким видим его мы, взрослые. Без труда ребенок может увидеть игрушку, дотянуться до нее, взять в руки.

Читайте также:  Ночью долго и часто были тренировочные схватки

7 месяцев и старше

В возрасте 7 месяцев и после этого зрение в базе своей сформировано. Но это не означает, что процессы совершенствования в органах зрения и головном мозге останавливаются. Развиваться зрительные анализаторы будут до 3 лет включительно, но база заложена уже сейчас.

Ребенок начинает фиксировать взгляд на удаленных предметах, быстро «переключать» взгляд от дальних предметов к ближним и наоборот. В 8-9 месяцев ребенок может оценить расстояние между предметами.

Нужно отметить, что самые разительные перемены с органами зрения у ребенка происходят в течение всего первого года жизни, а потому родители должны сделать все возможное, чтобы зрение малыша развивалось гармонично, правильно. Это поможет избежать проблем в будущем.

Недоношенные дети несколько отстают в этапах формирования зрения. Все зависит от того, насколько раньше срока появится на свет малыш. Дозревать глазки малышей, родившихся преждевременно, будут чуть дольше, и это вполне естественно.

Самостоятельная проверка зрения

Глядя на косящие и мутные глазки малыша (а они такие почти у всех грудничков до определенного возраста), родители нет-нет, да и начинают задаваться вопросом, а все ли в порядке со зрением чада. Конечно, окончательный ответ на этот вопрос может дать только врач-офтальмолог, но некоторые признаки и тревожные симптомы нарушений зрения родители малыша вполне могут определить и самостоятельно для того, чтобы незамедлительно посетить все того же офтальмолога. Итак, проблемы чаще всего возникают у детей, которые:

  • появились на свет недоношенными, раньше срока;
  • родились в семье, где у близких родственников имеются проблемы со зрением (офтальмологические проблемы довольно часто передаются по наследству);
  • в месяц не демонстрируют реакции зрачка на свет (зрачок в ответ на яркое освещение не становится меньше);
  • в три месяца не фокусируют взгляд на больших предметах, которые не издают звуков, проявляют интерес только к игрушкам, которые могут производить звуки;
  • в четыре месяца не следят за движущимися предметами;
  • в полгода не распознают лиц родственников, не дифференцируют их с чужими;
  • в полгода демонстрируют непроизвольный нистагм (подрагивание и самопроизвольное движение зрачков из стороны в сторону или сверху вниз);
  • в полгода демонстрируют выраженное одностороннее косоглазие;
  • в годовалом возрасте не обращают внимания на собак, птичек или кошечек на улице, не интересуются движущимися предметами.

Полезные советы

  • Игрушки для визуального осмотра должны быть безопасными, поскольку рано или поздно малыш начнет дотягиваться до них руками и тащить в рот. Все эти действия вполне нормальны для грудничков.
  • Не отходите от ребенка в момент игры с мыльными пузырями или в песочнице: очень часто травмы глаз случаются от контакта с химическим составом мыльного раствора, а также песчинками.
  • Новорожденный не должен царапать себе лицо уже как минимум потому, что он может травмировать глаза острыми, как лезвия, ноготками. Используйте специальные распашонки с зашитыми руками, варежки на ручки, конверты, из которых малыш не будет произвольно вынимать руки.

О том, как видит малыш в первый год своей жизни, можно узнать из следующего видео.

медицинский обозреватель, специалист по психосоматике, мама 4х детей

Формирование склер приходится на 4-5 месяц беременности, к этому же сроку у малыша полностью сформированы веки.

Мамочки, с какого возраста дети начинают следить глазами за предметами? По практике скажите когда ваши дети начали следить? Как это происходило?

Добрый день, Таня. Сразу вам скажу, что любого ребенка нужно тренировать и чем раньше вы это будете делать, тем быстрее он будет развиваться.

Обычно когда ребенку исполняется 2 месяца, он начинает активно следить за двигающимися предметами. Вы можете сами проследить за его реакцией, просто показав ребенку какой-то яркий предмет, а потом можете подвинуть его влево или вправо. Реакция гарантировано будет. Но в это время взгляд ребенка только фокусируется на предмете и он вряд ли сможет долго сосредоточиться. После наступления 3 месяцев, если ребенка взять вертикально, то он вполне способен следить за предметом уже в течении 4-5 минут. Он уже нормально реагирует на звуки и поворачивает голову туда, откуда этот звук приходит. А вот если к концу третьего месяца ваш малыш не следит за двигающимися предметами — это уже повод серьезно насторожиться. Если говорить о моих детях, то оба у меня развивались примерно также. Первая дочка начала уже следить за предметами к концу второго месяца, а вторая начала даже еще чуть раньше.

Вы просто почаще играйте с ребенком в этом возрасте, возьмите яркую погремушку, двигайте ей, гремите и т.п. Он потом поймет, что это такая игра и будет участвовать в ней. Удачи!

Добрый день, Таня. Сразу вам скажу, что любого ребенка нужно тренировать и чем раньше вы это будете делать, тем быстрее он будет развиваться.

Попросите ребенка посмотреть на ваш палец или карандаш. Держите его довольно близко перед его лицом и сделайте круговое движение сначала по часовой стрелке, затем против часовой стрелки, медленно и равномерно, потом сделайте движение по диагонали справа налево и слева направо. Отметьте, являются ли движения глаз скачкообразными, дергающимися или останавливаются на средней линии. Способность плавно и непрерывно отслеживать обычно развивается в возрасте семи-восьми лет, зависит от миелинизации мозолистого тела и сотрудничества полушарий. Обе лобные доли неокортекса и мозжечок важны для осуществления прослеживающих движений глаз. Считается, что существует связь между нарушением прослеживающих движений глаз и проблемами с чтением, поскольку они отражают плохое сотрудничество между полушариями, что препятствует чтению. Также это влияет на зеркальный процесс в чтении и на координацию глаз-рука в письме.

Читайте также:  Темная пигментация между ног первый триместр

Относительно зеркальных движений (зеркальное письмо, чтение, рисование, восприятие) имеется ряд концепций. Одни авторы видят причину в нарушениях зрительно-пространственного восприятия, право-левой ориентировки, в дефектах зрительно-моторной координации и бинокулярного зрения. Одно из объяснений зрительно-пространственных затруднений связывает эти трудности с нестабильной глазодоминантностью, которая может привести к нарушению движений глаз, когда ребенку трудно следить за порядком расположения букв и слов на странице.

Доминирование глаза

Когда дети учатся читать, доминирующий глаз у них, как правило, еще не развит. Этого происходит в десяти — одиннадцатилетнем возрасте.

Часть нашего поля зрения справа от точки фиксации фиксируется в левом полушарии. Поскольку правый глаз является доминирующим для правого поля зрения, обрабатывать информацию из правого глаза будет главным образом левое полушарие, а правое полушарие будет обрабатывать информацию с левого глаза. Во время чтения необходимо сотрудничество между полушариями. Благодаря правому полушарию мы видим слова как образы, а левому — фонетически анализируем слова и буквы. Если при чтении мы используем только один глаз и подавляем другой, то за это необходимое сотрудничество будет в одиночку отвечать мозолистое тело. С другой стороны, при бинокулярном зрении, мы можем использовать оба глаза, выбирая, какое из полушарий активировать.

В младшем школьном возрасте соединения мозолистого тела между правым и левым полушариями не достаточно хорошо функционируют. Дети, которые легко учатся читать, — это те, которые при необходимости могут изменить доминирование глаз. Читая левым глазом (т.е. правым полушарием), они видят слово как картинку и учатся его распознавать. Встречая совершенно незнакомые и трудные слова, они используют правый глаз и левое полушарие, что позволяет последовательно и фонетически анализировать слова.

У детей, у которых сильное доминирование одного глаза из-за нарушения бинокулярного зрения возникнет прежде, чем они научатся читать, возникнут проблемы с обучением чтению. Если в значительной степени доминирует правый глаз, то у них не будет проблем с чтением по звучанию, но им будет сложно читать бегло, поскольку они не смогут распознавать слова как изображения из-за отсутствия стимулирования правого полушария при чтении.

Если сильно доминирует левый глаз, в основном будет стимулироваться правое полушарие. Таким детям сложно проводить анализ слов и читать по звучанию, поэтому у них возникают фонологические проблемы. Им легко удается узнавать слова, но сложно выучить незнакомые.

В возрасте десяти-одиннадцати лет, сотрудничество между полушариями будет происходить посредством мозолистого тела, а не путем изменения доминирования глаза. В этом же возрасте обычно устанавливается доминирование глаза. Многие дети учатся компенсировать нарушения бинокулярного зрения с помощью мозолистого тела, вызывая преждевременное развитие глазного доминирования. Если до этого времени у них были проблемы, то теперь их способность к чтению развивалась быстрее.

Более того, доминирующий глаз контролирует слежение за строкой. Правый глаз, как правило, перемещается слева направо, а левый — справа налево. Обучаясь чтению, дети с доминированием левого глаза сначала смотрят на правую часть страницы, поэтому им будет сложно читать языки, написанные слева направо, например, английский. Такие ученики склонны разворачивать буквы и путать b и d. Иногда они предпочитают переворачивать текст, когда учатся читать.

Чтение – самый сложный вид из всех видов деятельности организма. Под влиянием стресса происходят такие процессы, которые приводят к тому, что мы просто перестаем видеть напечатанный текст. Например, когда наши маленькие сверстники в классе поднимали нас на смех за наше медленное «невнятное» или вообще неправильное чтение; или наши учителя и родители, которые стыдили и обвиняли нас за то, что мы не читали так хорошо, как, по их мнению, мы должны были это делать. И тогда глаз больше не в состоянии различить маленькие различия формы букв, как ему положено, чтобы понимать то, что мы видим. В эмоционально-стрессовой ситуации становится невозможным сканирование глазами страницы сверху вниз и слева направо. Во время рефлекторного ответа на стресс взгляд становится периферическим, поле зрительного восприятия увеличивается для максимального контроля над простран­ством вокруг. В состоянии постоянного стресса внешние мышцы глаз становятся сильнее, а внутренние слабеют и растягиваются. Этот рефлекс периферического зрения сфор­мирован в ходе эволюции и служит защитной реакцией во время опасности.

Основа письма – хорошая взаимная координация глаза и руки, возникающая из ритмичного движения. Другими словами – глаз видит – рука выполняет. В процессе учебы в школе ребенку часто надо одновременно выполнять два действия, например, смотреть на доску и списывать или срисовывать то, что он в данный момент видит. Поэтому очень важны согласованные действия глаз и рук, важно, чтобы пальцы как бы слышали ту информацию, которую дают им глаза.

На навыки зрительно-моторной координации негативно влияют активные рефлексы. В частности СИММЕТРИЧНЫЙ ШЕЙНО ТОНИЧЕСКИЙ РЕФЛЕКС. Дети с активным СШТР обычно неряшливо и неаккуратно едят, им сложно донести вилку, ложку или чашку до рта, не разлив или не рассыпав содержимое по пути. Также он может препятствовать развитию конкретных глазодвигательных навыков, таких как скорость аккомодации (способность фокусироваться на предметах, находящихся на различном расстоянии), что важно при списывании с доски или слежении за быстро приближающимся предметом (например, чтобы поймать мяч), а также навык вертикального слежения, который необходим для способности правильно выравнивать столбцы в математике и для оценки высоты. Сотрудничество между полушариями инициируется интеграцией асимметричного шейного тонического рефлекса (АШТР) и развивается, когда ребенок ползет на животе и на четвереньках.

Еще один важный момент, ребенок к 3 годам уже должен уметь оценивать пространство на 180 градусов по горизонтали и на 180 градусов по вертикали и отслеживать это без поворота головы. Очень часто у детей сужены поля зрительного восприятия. Если объем зрительного восприятия сужен, ребенок видит только то, что находится перед ним. Остальное он замечает только с помощью поворота головы и всего тела. И неудивительно, что этот ребенок может быть достаточно травматичен, очень быстро устает.

Читайте также:  Степень зрелости плаценты и роды

Имеющаяся у ребенка фрагментарность будет не только в зрительной сфере, но, как правило, она появится и в других сферах, например, в речевой. И точно так же, как ребенок видит фрагментарно, он будет и слышать фрагментарно. Например, учитель говорит: «За высоким забором растут яблони». Ребенок может ухватить только один какой-нибудь фрагмент, например: «растут яблони», а что было перед ним, что после — он не знает, и начинает достраивать все что угодно и фантазировать, придумывая несуществующее, то, что учитель совсем не говорил. Понятно, какое отношение может быть к такому ребенку в классе.

Как уже говорилось выше, наше поле зрения составляет приблизительно 180 градусов. Каждый глаз видит около 120 градусов с перекрытием у средней линии около 60 градусов. Хотя оба полушария мозга получают информацию от обоих глаз, активация ЛЕВОГО полушария происходит, когда мы смотрим вправо, и ведущая роль принадлежит правому глазу. Активация ПРАВОГО полушария происходит, когда мы смотрим влево, и ведущая роль принадлежит левому глазу. Срединная зона должна быть зоной, в которой оба полушария интегрируют воспринимаемое изображение. При отсутствии интеграции то, что воспринимает один глаз\полушарие, может сводиться на нет другим глазом\полушарием. Какой будет результат? Мы не можем понять прочитанное, потому что мы не видели весь раздел печатной страницы целиком. И у нас нет резона держать в памяти то, что мы не можем понять. При письме это часто приводит к тому, что почерк аккуратен на одной стороне страницы и неряшлив на другой. Или написанное будет менее четким на одной стороне страницы или в средней ее части.

Корректирующие упражнения:

Работа над стрессом и интеграцией мозга с помощью кинезиологических программ:

Работа над рефлексами с помощью программ Бломберг Терапии:

Необходимо отработать движения глаз по четырем основным (вправо, влево, вверх, вниз) и четырем вспомогательным направлениям (по диагоналям); а также сведение глаз к центру. Каждое из движений выполняется сначала на расстоянии вытянутой руки, затем на расстоянии локтя и, наконец, около переносицы. Оно совершается в медленном темпе (от 3 до 7 секунд) с фиксацией в крайних положениях; причем удержание должно быть равным по длительности предшествующему движению. При отработке глазодвигательных упражнений для привлечения внимания детей рекомендуется использовать какие-либо яркие предметы, маленькие игрушки, свечи, фонарики и т.д. В начале освоения этих упражнений дети следят за предметом, перемещаемым взрослым, а затем передвигает его самостоятельно, держа сначала в правой руке, затем в левой руке, а затем обеими руками вместе. Тем областям в поле зрения детей, где происходит «соскальзывание» взгляда, следует уделить дополнительное внимание, «прорисовывая» их несколько раз, пока удержание не станет устойчивым.

В том случае, если дети уверенно выполняют движения глазами, можно постепенно усложнять упражнения и выполнять их: а) с плотно сжатыми челюстями; б) с открытым ртом; в) с легко прикушенным языком; г) совмещать с дыханием ли движениями языком.

— Глаза вправо — глубокий вдох — пауза (задержка дыхания и движения глаз – 2 сек.) — глаза в исходное положение – пассивный выдох — пауза.

— Глаза влево — вдох – пауза – глаза в исходное положение – выдох — пауза.

— Глаза вверх – вдох – пауза – глаза в исходное положение – выдох — пауза.

— Глаза вниз – вдох – пауза – глаза в исходное положение – выдох — пауза.

Прослеживание глазами или рисование руками горизонтальной восьмерки. Ребенку предлагают рисовать восьмерки сначала левой рукой (вправо вверх), затем правой рукой (влево вверх), потом двумя руками одновременно в зеркальном отражении. Такие упражнения развивают межполушарное взаимодействие и гармонизуют работу головного мозга. Глаза должны следовать за траекторией движения руки. Дыхательный ритм: рука идет вверх на вдохе, вниз — на выдохе. Темп выполнения — медленный. Детям 3—4 лет рекомендуется трехкратное повторение каждого движения, 4— 7 лет — пятикратное, 7—10 лет и старше — восьмикратное.

Перекатывающаяся палочка. Необходима палочка. Дети стоят друг напротив друга, вытянув руки вперед, повернув ладони вверх. Палочка лежит на ладонях одного ребенка, который прокатывает ее по рукам к горлу. Затем он прокатывает ее обратно к протянутым рукам второго ребенка, который повторяет движение первого ребенка. Пока он делает это, первый ребенок копирует движение рук второго ребенка (вверх и вниз), а затем получает палочку обратно. И т.д.

Попросите ребенка посмотреть на ваш палец или карандаш. Держите его довольно близко перед его лицом и сделайте круговое движение сначала по часовой стрелке, затем против часовой стрелки, медленно и равномерно, потом сделайте движение по диагонали справа налево и слева направо. Отметьте, являются ли движения глаз скачкообразными, дергающимися или останавливаются на средней линии. Способность плавно и непрерывно отслеживать обычно развивается в возрасте семи-восьми лет, зависит от миелинизации мозолистого тела и сотрудничества полушарий. Обе лобные доли неокортекса и мозжечок важны для осуществления прослеживающих движений глаз. Считается, что существует связь между нарушением прослеживающих движений глаз и проблемами с чтением, поскольку они отражают плохое сотрудничество между полушариями, что препятствует чтению. Также это влияет на зеркальный процесс в чтении и на координацию глаз-рука в письме.

Давайте будем совместно делать уникальный материал еще лучше, и после его прочтения, просим Вас сделать репост в удобную для Вас соц. сеть.

Оцените статью
Супер мама всегда поможет — только лучшие советы