Объяснение ребенку -четверть часа

Содержание

Маленькие дети не ощущают ценности времени. Они отмечают не изменения на циферблате, а яркие события, произошедшие за день. Часы и минуты не потрогать руками, поэтому понимать время по часам малыш сможет только после того, как у него появятся определенные навыки. Это способность к абстрактному мышлению, навык считать и анализировать.

Когда начинать обучение?

Учить ориентироваться во времени можно уже с 2-2,5 лет. В этом возрасте малыши уже отмечают смену светлой и темной части суток, повторяемость привычных ежедневных событий. Закреплять обучение можно вежливыми пожеланиями доброго утра, спокойной ночи. Детям постарше становятся понятны такие категории, как «сейчас», «потом», «вчера», «сегодня», «завтра».

Отлично, если к 5 годам ребенок способен определить, какое сейчас время суток, различает времена года, дни недели, может вспомнить и перечислить, что он делал утром, днём и вечером. Начинать знакомство с часовой стрелкой и циферблатом можно в шестилетнем возрасте, если дошкольник умеет считать до 12, и хорошо различает цифры. Осознать функцию минутной и секундной стрелки ребенку под силу ещё позже, когда он освоит счёт до 60, а лучше — до 100.

С чего начинать обучение?

Понятия «сейчас» и «потом» можно объяснить на многих примерах. Для осознания достаточно несколько раз в течение дня разговаривать с малышом таким образом: сейчас будем кушать, а затем пойдем гулять, сначала посмотри мультфильмы, потом поиграем.

Отмечайте с малышом признаки утра, дня и вечера, обговаривайте события, происходящие в это время. Планируйте вместе следующий день, вспоминайте события дня вчерашнего. Купите или нарисуйте красивый плакат, на котором будет изображен привычный распорядок дня.

Перед тем, как показывать часы ребенку, необходимо объяснить разницу понятий «день» и «сутки». Малыш должен осознать, что в сутках, кроме дня, ещё есть и ночь, и вечер, и утро. Разъяснить особенность времени идти только вперёд можно на детских фотографиях. Вот кроха ещё совсем маленький, вот чуть постарше, а на этой совсем большой. Невозможно снова стать младенцем и вернуть время назад.

Стрелки и циферблат часов

Первые элементы, которые показывают ребенку — циферблат с яркими, крупными цифрами и часовая стрелка. Лучше использовать специальный обучающий макет или сделать его собственноручно из плотного картона или одноразовой пластиковой тарелки. Объясните, что узнать время можно, посмотрев, на какую цифру указывает стрелка. Меняйте положение стрелки на циферблате, спрашивайте, сколько часов будет при том или ином расположении.

Напомните, что время идет только вперед. Расскажите про понятие «по часовой стрелке» и обратное ему значение. В процессе объяснения обговорите с ребенком все события из распорядка дня: в какое время он встаёт, идёт в садик, кушает и так далее.

Второй этап — ознакомление с минутной и секундной стрелкой. Секундная стрелка — самая шустрая. Длительность секунды ребенку понять легко: для этого достаточно хлопнуть в ладоши. Один хлопок — одна секунда. Нарисуйте на изготовленном циферблате деления от одного до шестидесяти и отметьте цифрами. Так ребенок наглядно поймет, что в минуте 60 секунд.

Пока секундная стрелка сделает круг по циферблату, минутная передвинется всего на одно деление. Самая медлительная — часовая стрелка, на то, чтобы описать круг, ей понадобится 12 часов.

Четверть и половина часа

Осознать взаимосвязь минутной и часовой стрелки сначала проще на целых числах. Объясните ребенку, что когда на циферблате минутная стрелка стоит на 12, а часовая указывает на определенную цифру, то времени ровно столько, сколько показывает короткая стрелка. Покажите на макете, как выглядит 1, 2, 3 часа. Переведите стрелку на другие показатели и спросите у сына или дочери, сколько времени.

Обращаетесь ли Вы при лечении к специалистам?
Да, так быстрее, чем искать, то что может быть симптомом 10-20 болезней.
40%
Обычно не обращаемся, убираем симптомы и все проходит само.
22.2%
Лечимся только сами, да плохо заниматься самолечением, но бывает это лучше и быстрее чем обратиться к врачу(запись, очереди, непонятные назначения), быстрее сам себе поможешь.
37.8%
Проголосовало: 545

Затем предложите ребенку поэкспериментировать со стрелками. Вместе с малышом проговаривайте показания циферблата, когда часовая и минутная стрелки находятся в разных положениях.

Следующий шаг — объяснить, что такое полчаса и четверть часа. Для этого выделите цветом половину и четвертую часть циферблата. Расскажите, передвигая стрелки на нужные деления, как выглядит «полдвенадцатого», «четверть второго», «без четверти три», или приведите другие примеры.

Время до и после полудня

Внимательный ученик может задать справедливый вопрос: почему на циферблате со стрелочками всего 12 цифр, а на компьютере или планшете время указывается до 24 часов. Ответить можно так: от 0 до 12 — ночное, утреннее и полуденное время, от слова полдень — половина дня. После двенадцати протекает вторая часть суток, после 24 часов показания обновляются и отсчёт начинается снова.

Наглядно объяснить смену часового интервала можно, сделав надрезы на макете по принципу разрезания торта, не доходя до середины. Поместите под основным второй циферблат так, чтобы под делениями от 1 до 12 разместились показания от 13 до 24. Подняв отрезок с цифрой 1 ребенок увидит 13, под двумя — 14 и далее.

Покажите ребенку, как идет ход часов на электронном табло, желательно с секундным отделением. Объясните принцип работы таймера.

Игры для закрепления материала

Чем меньше малыш, тем труднее ему мыслить абстрактными категориями. Для лучшего результата используйте игровые приемы:

  • Возьмите мягкую игрушку, например, мишку и установите часовую стрелку на макете. Скажите, что Мишутка торопится к маме и спрашивает, который час. Пусть малыш подскажет время.
  • В следующий раз возьмите мишку, который будет «говорить» неправильное время. Дайте малышу поправить его и назвать верное значение.
  • Поиграйте в автостанцию: передвигая стрелочки, «отправляйте» автобусы в рейсы в указанное время.
  • Используйте регламент, делая зарядку: прыгайте, приседайте, делайте махи руками и ногами в течение 1-2 минут.

Советы

  • Чтобы ребенок ощутил течение времени, проговаривайте, сколько минут или часов длится то или иное действие. Например, гуляем один час, мультфильм длится 10 минут, гости придут в 5 вечера.
  • Поиграйте с малышом: спросите, что можно сделать за две минуты? За 5? За 10? Объясните, что каждая минутка имеет ценность и не воротится.
  • Купите дошкольнику часы и периодически спрашивайте, сколько времени.
  • Читайте сказки и стихи про время, смотрите мультфильмы.
  • Предложите вместе составить распорядок дня по часам. Посоветуйте дошкольнику придерживаться расписания. Этот навык обязательно пригодится ему в будущем.
  • Учите цифры, кратные 5, 10, 15, 20. Пусть ребенок выполнит упражнение: выпишет их в порядке возрастания от 5 до 100.
  • Не торопитесь, со временем малыш сможет быстро и правильно ответить на вопрос: который час?

Внимание! Употребление любых лекарственных средств и БАДов, а так же применение каких-либо лечебных методик, возможно только с разрешения врача.

Чем меньше малыш, тем труднее ему мыслить абстрактными категориями. Для лучшего результата используйте игровые приемы:

Чувство времени очень важно для любого человека, ведь от этого зависит эффективная организация его деятельности. Заботливые родители ещё до школы задумываются о том, как научить своё чадо определять время по часам. Это поможет ребёнку стать более дисциплинированным, пунктуальным, самому планировать свой день. Как же правильно преподнести малышу полезные знания? Как заинтересовать дошкольника?

В каком возрасте ребёнок готов понимать время

Очевидно, что ребёнку лучше всего разобраться с определением времени по часам до того момента, когда он пойдёт в школу. Хорошо, если малыш сам проявит интерес к данной теме, задавая маме вопросы: «А 10 минут — это очень долго?», «Как скоро мы пойдём гулять» и пр.

Замечательно, если ребёнок сам проявляет интерес к теме времени, устройству часов, задаёт родителям соответствующие вопросы

Прежде чем приступить к обучению, родители должны дать крохе общие представления о времени (как оно движется, что такое прошлое, настоящее и будущее, время суток).

Обычно это объясняют дошкольникам в детском саду. Однако не все дети посещают дошкольное учреждение или делают это нерегулярно.

Кроме того, чтобы понять, как устроены часы, ребёнок должен уметь считать до 60 и знать, как пишутся указанные числа. Также будет замечательно разобраться в счёте пятёрками и десятками (это необязательно, но будет просто идеально).

Поэтому конкретный возраст, с которого нужно начинать учиться определять время по часам, нельзя назвать однозначно (каждый ребёнок индивидуален, равно как и темпы его развития). Кто-то бывает готов к этому уже в 5 лет, кто-то только в 7 лет.

Начинаем с самого́ понятия времени: как в нём ориентироваться, что такое сутки

Как уже было сказано, прежде чем знакомить малыша с часами со стрелками, нужно, чтобы он осознал само понятие времени (делать это можно задолго до занятий с часами, уже в 3–4 года). Сложность в том, что время абстрактно, его нельзя увидеть или потрогать руками. Информацию следует разбить на конкретные блоки.

    Время не стоит на месте, оно всё время движется, «течёт». Есть прошлое — то, что уже было и никогда не вернётся, настоящее — один миг, который происходит сейчас, будущее — события, которые ещё наступят. Нужно обязательно приводить конкретные примеры: «Сегодня утром ты гулял во дворе, сейчас мы с тобой разговариваем, вечером будем есть вкусный ужин». Также полезно разглядывание фотоальбома («Смотри, какой ты был маленький, и какой стал»). Обязательно следует использовать дидактические материалы, например, игру «Сначала и потом». Ребёнку предлагаются картинки предметов и объектов, а потом другие карточки с изображением того, что с ними стало по прошествии времени. Задача дошкольника — составить пары карточек.

Читайте также:  На ранних сроках грудь начинает сильно болеть ночью

Подобный материал поможет ребёнку почувствовать, что время не стоит на месте, а всё время движется

Обычно дети легко понимают, что такое времена года

Ключевым понятием для обучения станут части суток

Как мотивировать ребёнка быстрее научиться распознавать время на часах

Конечно же, для успешного обучения дошкольник сам должен быть заинтересован разобраться с устройством часов со стрелками. Мотивация может быть следующей:

  • Рассказать малышу, что часы просто необходимы человеку, чтобы никуда не опаздывать, распределять своё время.
  • Почаще обращать внимание на временные промежутки: «Сейчас я закончу свои дела, и через 15 минут мы пойдём гулять», «Ты ляжешь спать в 9 часов, а пока можешь поиграть» и т. п.
  • Повесить в комнате ребёнка оригинальные часы, привлекающие его внимание, и предложить научиться их понимать.

Оригинальные настенные часы обязательно привлекут внимание ребёнка

Перед тем как знакомить малыша с часами со стрелками, можно показать ему песочные

Чтобы мотивировать ребёнка, можно купить ему красивые наручные часы

Продуктивные и лёгкие приёмы обучения устройству часов

Обучение определению времени по часам целесообразно опять-таки разбить на отдельные занятия.

Запоминание и понимание чисел

Многие старшие дошкольники уже хорошо умеют считать, некоторые дети даже до ста. Однако в данном случае важно запомнить числа, кратные пяти (5, 10, 15, 20 и т. д. до 60).

Даже если малыш хорошо умеет считать, важно, чтобы он выделял числа, кратные пяти

Можно объяснить, что нас интересуют числа, которые оканчиваются на 0 и на 5.

Знакомство с циферблатом и стрелками

Знакомить ребёнка с циферблатом проще на игрушечных часах. Они бывают плоскими или же более объёмными. Главное — чтобы отчётливо были видны цифры и легко вращались стрелки.

Обучать ребёнка лучше не на настоящих часах, а на игрушечных, где отчётливо видны цифры и легко вращаются стрелки

Сделать такую вещь можно и самостоятельно из обычного картона или одноразовой тарелки.

Сделать часы для обучения можно и самостоятельно

Нужно рассказать малышу, что поверхность часов называется циферблатом. Его можно сравнить с пирогом или апельсином: его можно мысленно разделить на кусочки или дольки. На циферблате есть две стрелки: более короткая (она показывает часы) и длинная (показывает минуты).

Необходимо вскользь упомянуть и про секундную стрелку, рассказать, что она бывает не на всех часах. Это стрелочка, которая движется очень быстро, ведь секунда — очень короткая единица времени, это буквально один миг.

Далее взрослый объясняет, что хотя в сутках и 24 часа, на циферблате отражено только 12 цифр. Всё дело в том, что за сутки часовая стрелка (короткая) обходит круг два раза.

Учим определять часы на тренажёре с маленькой стрелкой

Вначале стоит акцентировать внимание ребёнка на движении часовой стрелки (минутную пока не трогаем). Например, мы ставим короткую стрелку на отметку «2» и объясняем малышу, что часы показывают, соответственно, 2 часа (если позволяет конструкция игрушечных часов, минутную стрелку можно пока снять).

Затем дошкольнику предлагается самому выставить время, которое скажет ему взрослый.

Вначале пусть малыш научится определять точное время (только часы, без минут)

Переходим к минутам

Затем к обучению присоединяется минутная стрелка. Вначале лучше всего объяснить дошкольнику понятие «полчаса» — когда длинная стрелка стоит на отметке «6» (одновременно «30»). Можно сравнить это с половиной пирога.

После этого переходим к понятию «15 минут» (цифра «3» на циферблате, или четверть пирога).

Вначале проще показать, что такое полчаса и 15 минут

После этого уже переходим к остальным минутным промежуткам — демонстрируем ребёнку все возможные варианты и предлагаем ему самостоятельно выставить тот или иной по заданию взрослого.

Пусть дошкольник показывает на часах самые разные временные промежутки в минутах

Вначале может быть немного сложно, но многократные повторения сделают своё дело. Кроме того, чтобы проще было считать большие промежутки, можно вначале разделять их на две части: 30 минут и 10 минут — получается 40 минут.

Затем следует рассказать ребёнку, что минутная стрелка может стоять не только на отметке, кратной пяти, но и на других делениях (например, она может показывать 6, 14, 27 минут и т. д. Нужно обратить внимание малыша, что эти деления чаще всего не подписаны, а просто отмечены короткими отрезками или точками. Это делается, чтобы не загромождать циферблат.

Нужно обратить внимание, что стрелка не всегда может указывать на цифру, кратную пяти

Также стоит заметить, что взрослые иногда округляют время. Например, если минутная стрелка показывает 29 минут, то часто говорят «сейчас 30 минут» и т. д.

Объединяем часы и минуты и учим узнавать время на часах

Когда кроха научиться отдельно показывать на циферблате заданные часы и минуты, можно объединять эти единицы. Опять-таки вначале взрослый показывает различные примеры, например, 2 часа 15 минут. Затем уже тренируется дошкольник.

Здесь есть один нюанс. Малыш должен усвоить, что когда движется минутная стрелка, то и часовая чуть-чуть сдвигается. Например, если время 5 часов 30 минут, то часовая стрелка будет не на отметке «5», о посередине между «5» и «6» (Ведь уже не ровно 5 часов, а прошло определённое время).

Ребёнок должен понять, что когда движется минутная стрелка, то медленно перемещается и часовая

Как наглядно объяснить «дневное» и «ночное» время

И последний этап обучения — объяснить ребёнку, что существует «ночное» и «дневное» время (мы уже говорили ему ранее, что в сутках 24 часа, и часовая стрелка за это время дважды обходит циферблат).

Разобраться с этой сложностью лучше всего поможет специальный тренажёр, который легко сделать своими руками:

    Нужно вырезать два картонных круга одинакового размера, но разного цвета. Первый будет «дневной», на нём пишутся цифры от 1 до 12. Второй, соответственно, «ночной» (цифры от 13 до 24). На первом циферблате делаются небольшие надрезы — так, чтобы цифру можно было слегка отогнуть. Также изготавливаются стрелки.

Нужно вырезать два циферблата разного цвета и подписать на них разные цифры

Вначале взрослый показывает «дневной» час, а затем, отгибая окошко, демонстрирует «ночной»

Следует понимать, что деление на «ночное» и «дневное» время довольно условное. Ведь 2 часа — это, по сути, ночь, а не день, а 15 часов — день, а не ночь. Ребёнок просто должен понять, что когда мы говорим, например, 19 часов, то это вечер, но часовая стрелка будет указывать на цифру 7 и т. д. А потренироваться в этом он как раз-таки может на указанном тренажёре.

Тренажёр поможет ребёнку запомнить, какие «ночные» цифры соответствуют «дневным»

Кроме того, чтобы понять, как устроены часы, ребёнок должен уметь считать до 60 и знать, как пишутся указанные числа. Также будет замечательно разобраться в счёте пятёрками и десятками (это необязательно, но будет просто идеально).

Как научить ребенка понимать время — одним из самых важных бытовых навыков, является умение определять время. Именно ему и придется научиться ребенку, когда он немного подрастет. Чем скорее он сможет ориентироваться по часам, тем лучше будет для родителей. Но как карапузу освоить это непростое умение и как простыми словами объяснить, зачем нужна минутная и часовая стрелки, мы расскажем в этой статье.

Простые примеры как научить ребенка понимать время

Объяснить малышу такую аморфную, неопределенную и несуществующую величину, как время будет крайне тяжело. Он, конечно понимает, что оно движется вперед, но как именно в силу своего возраста понять не может.

Прежде чем обучать ребенка определять время по часам, его нужно ознакомить с базовым понятием времени, а, точнее, прошлым, настоящим и будущем. Для этого достаточно привести следующие примеры:

  • Прошлое: мы купили мороженое.
  • Настоящее: ты его съел.
  • Будущее: оно тебе очень понравилось и завтра мы купим еще.

Крохе нужно объяснить в чем заключается разница между этими тремя действиями, которые совершаются в различных временных промежутках. Рассказывать об этом малышу необходимо понятными для него терминами, приводя в пример интересные и запоминающиеся события.

С какого возраста начинать?

Рассказать малышу о прошлом, настоящем и будущем, временах года и времени суток, следует начинать как можно раньше. С трех лет малыши уже хорошо отличают день от ночи, сегодня от завтра, лето от зимы, а также могут перечислить все сезоны и месяцы.

Навык определения времени по часам нужно развивать начиная с четырехлетнего возраста, чтобы к поступлению в первый класс ребенок уже свободно ориентироваться во времени глядя на циферблат.

Как научить ребенка ориентироваться во времени?

Чтобы кроха быстрее постиг этот сложный навык, развивать его следует в определенной последовательности, двигаясь от просто к сложному

Процесс обучения нужно разделить на три этапа:

  • Изучение времен года;
  • Изучение понятия времени суток;
  • Ознакомить с понятием минуты и секунды.

Ознакомление с календарем

Чтобы ребенку было проще понять, что такое время, в первую очередь ему нужно рассказать о временах года: зиме, весне, лете и осени. Чтобы их было легче запомнить, карапузу следует показать яркие картинки, соответствующие каждому из них. Также можно посмотреть мультики по каждому из времен года или почитать о них книжки. Кроме этого, с малышом стоит посмотреть советский мультфильм «Двенадцать месяцев». Хорошо запомнить времена года помогают ассоциации. Для этого нужно детально описать каждый из сезонов и связать их с ощущениями малыша.

К примеру, зима ассоциируется со снегом, морозом, Новым годом, снеговиками, Дедом Морозом и шубой. Весна с таянием снега, молодой листвой и ручьями. Лето с жарой, морем, мороженым, дачей, фруктами и ягодами. А осень с холодом, ветром, грибами, дождем, серым небом и листопадом.

По мере наступления того или иного времени года, ребенку нужно показывать различия между ними: первые листья, снег, яркие листья, полевые цветы. После того как карапуз освоит ассоциации, нужно приобрести календарь, который научит его ориентироваться в месяцах. Он должен быть напечатан крупными буквами и цифрами. Он должен состоять из одного листа, на котором будут располагаться все двенадцать месяцев.

Отрывной календарь, календарь с иностранным надписями, передвижным флажком и сокращениями, покупать не стоит. Его нужно повесить на видном месте и ежедневно рассказывать малышу о том, какой сейчас месяц, день недели и число. Ту дату, которая прошла можно зачеркивать.

Игра для запоминания времен года

Чтобы карапуз быстрее запомнил времена года, родителям необходимо сделать обучающую игру. Для этого нужно распечатать яркие иллюстрации, соответствующие временам года. Затем нужно взять четыре конверта, наклеить на них распечатанные картинки и подписать названиями времен года. После этого необходимо найти двенадцать картинок, которые соответствуют месяцам и сделать из них карточки с подписями.

Эта игра довольно простая, но при этом очень полезная. Ребенку следует предложить сложить в каждый из конвертов те месяцы, которые соответствуют указанному времени года. Если кроха выполнит все правильно, его нужно похвалить.

Ознакомление с временем суток

Далее, необходимо ознакомить малыша с временем суток. Это будет несложно, так как дети воочию ежедневно видят их смену.

Для лучшего запоминания с ребенком можно поиграть в следующие игры:

  • Мама должна нарисовать несколько предметов, к примеру, зубную щеку, подушку, светильник, расческу и прочее. После чего спросить малыша о том, в какое время суток он использует эти предметы. Если он будет отвечать правильно, его нужно хвалить, а за все верные ответы наградить небольшим призом;
  • Можно попросить кроху составить рассказ о том, чем он занимается с утра, затем днем и вечером. Также можно позадавать ему наводящие вопросы типа: когда ты гуляешь во дворе? Когда ты умываешься? Когда ты ложишься спать?

Используя эти игры, можно значительно быстрее подготовить малыша к ориентированию по часам, так как время суток связано с ними напрямую.

Как ребенка научить определять время по часам

Итак, малыш выучил времена года, дни недели, время суток и месяцы, значит пришло время познакомить его с такими понятиями как «секунды», «часы» и «минуты».

Для того, чтобы научить ребенка ориентироваться во времени, необходимо:

  • Приобрести часы, которые будут иметь крупный циферблат, большие цифры и толстые стрелки. Часы должны быть яркими и привлекательными. Можно купить и специальный детский набор для обучения определению времени. В нем будут присутствовать часы из картона;
  • Познакомить малыша со стрелками. Пока секундная стрелка сложна для восприятия и ее можно опустить;
  • Рассказать, по какой траектории двигаются часовые стрелки;
  • Объяснить карапузу, что сутки состоят из двадцати четырех часов. Чтобы они прошли, большая стрелка должна дважды пройти по всему циферблату;
  • Объяснить, что под часом понимается временной промежуток, когда минутная стрелка стоит на цифре 12, а часовая на любой другой. Та цифра, на которой стоит часовая и будет определять точное время.

Далее, следует объяснить задачу минутной стрелки. Процесс обучения будет проходить проще, если кроха умеет считать до шестидесяти и выучил таблицу умножения на пять.

Чтобы объяснить ему принцип работы минутной стрелки, нужно сдвинуть ее с двенадцати на единицу и сказать, что прошло пять минут. Затем ее следует передвинуть на двойку и сказать, что прошло уже десять минут.

Когда малыш усвоит то, что от него требовалась, необходимо закрепить все тренировкой. К примеру, мама должна сдвинуть стрелку на цифру десять и спросить у карапуза, который сейчас час. Если чадо знает таблицу умножения на пять, то он умножит десять на пять и получи ответ. Если же он пока не знает таблицу, то пусть посчитает следующим образом: 5, 10, 20 и так далее до нужного результата.

Пока ребенок не будет хорошо определять время, не следует вводить такие понятия как «половина» или «без пяти».

Игра для закрепления умения определять время

Чтобы убедиться в том, что ребенок окончательно усвоил преподнесенную родителями информацию, с ним нужно сыграть в игру с часами.

Необходимо снять со стены часы и установить время на отметке 10:20, после чего попросить малыша называть который сейчас час. Двигать стрелки нужно до тех пор, пока чадо не будет уверенно ориентироваться во времени. Главное, не переусердствовать и не переутомить чадо.

Есть другая версия этой игры. Она заключается в том, что кроха должен сам установить то время, которое ему скажет взрослый.

Нужно взять две пары часов и на одних из них установить время на отметке 7:30, а на вторых на 21:30. После чего у ребенка следует спросить, чем в эти временные промежутки он занимается.

Вышеописанные игровые упражнения помогут карапузу закрепить усвоенный материал и научится безошибочно определять время по часам.

Заключение

Малыши очень любят познавать новое и интересное и постоянно тянутся к знаниям. Научиться определять время хочет каждый ребенок. Если чадо попросит родителя об этом, его не следует отталкивать, нужно как можно доходчивее рассказать ему о том, как ориентироваться по часам.

Для обучения можно использовать различные материалы: от книжек и игрушек, до настоящих часов. Также карапузу будет нелишним увидеть фильм или мультик о времени. Чем больше информации по интересующему вопросу получит кроха, тем скорее он научится определять время без помощи взрослых.

Эта игра довольно простая, но при этом очень полезная. Ребенку следует предложить сложить в каждый из конвертов те месяцы, которые соответствуют указанному времени года. Если кроха выполнит все правильно, его нужно похвалить.

Все родители дошкольников по мере взросления их ребенка начинают задумываться, как познакомить дочку или сына с часами. Оказывается, что объяснения такого понятия как «время» является довольно трудным процессом, так как дети не могут его увидеть или потрогать руками.

Определение времени – один из важных и обязательных навыков, без которого трудно представить самостоятельную жизнь. Как известно, сложные задания требуют немало усилий поэтому, чтобы научить ребенка определять время на часах, взрослые должны запастись терпением и начинать объяснять с наиболее простых понятий.

Основные принципы обучению времени

Родителям сначала советуют приступить к знакомству малыша с понятиями «утро», «обед», «вечер» и временами года. Желательно, чтобы он знал счет до 100 и умел складывать с интервалом «5». Занятия лучше проводить в игровой форме, так как это способствует лучшему восприятию информации. При таком обучении ребенка не надо будет заставлять, ему будет интересно познавать что-то новое во время игры.

Сначала кроху знакомят с будущим, настоящим и прошлым временем. Можно привести обычные жизненные примеры:

  • вчера шел сильный дождь – это прошлое;
  • сейчас ты катаешься на велосипеде – это настоящее;
  • завтра выходной и мы пойдем в парк – это будущее.

Надо помочь малышу ориентироваться во временах года и знать их основные отличия.

К примеру, на улице идет снег – это пришла зима. Когда зеленеет трава и цветут деревья – наступила весна. Летом можно купаться в реке, и есть мороженое, а с наступлением осени листья желтеют и опадают, а птицы улетают в теплые края.

После знакомства с временами года приступают к изучению названий месяцев. Ребенок должен запомнить, какие месяцы относятся к каждому сезону. Затем рассказать ему, что месяц состоит из определенного количества дней (28, 29, 30, 31) и недель. Каждая неделя включает в себя семь дней.

Как объяснить ребенку, что такое время и как оно отражается на часах

Родитель должен объяснить, что все взрослые люди живут по времени. С его помощью они знают, когда надо просыпаться, выходить из дома на работу или в школу. Важно также сказать, что стрелки могут двигаться только вперед. Кроху знакомят с понятиями «секунда», «минута», «час»:

  • Лучше приобрести механизм с большим циферблатом, крупными стрелками и 12 цифрами. Можно подобрать обучающий набор в книжных магазинах. В таком наборе всегда есть красочный циферблат из картона.
  • Надо рассказать, что короткая стрелка показывает часы, длинная – минуты, а та, что быстро идет – секунды. Секундную стрелку можно первое время вообще не учитывать.

Часы для обучения ребенка

  • Малыш должен узнать, что в 1 сутках – 24 часа, а это значит, что часовая стрелка обходит циферблат по кругу два раза.
  • Взрослый объясняет, что час – это когда длинная стрелка показывает на цифру 12, а короткая остановилась на определенной цифре.
  • Желательно регулярно рассказывать ребенку, во сколько сегодня будет завтрак, обед, сон или прогулка. Можно предложить ему выполнить какое-нибудь поручение, например, за две минуты. Обязательно надо показать, как за две минуты успело измениться положение стрелок.

    Как научить ребенка определять время по часам со стрелками?

    Взрослые должны показать малышу обычные часы со стрелками и попросить его описать, что он на них увидел. Для занятий лучше выбирать механизм с крупными цифрами и разделениями минут. Вместе надо посчитать маленькие черточки, которых получится 60 – это минуты. Когда маленькая секундная стрелочка проходит круг – прошла одна минута, а когда самая большая – один час.

    Обучение с помощью рисования

    Дети лучше воспринимают информацию во время игры, поэтому следует вместе нарисовать и вырезать самодельные часы со стрелками. Для начала из картона вырезают круг и рисуют на нем циферблат. Дают ребенку возможность раскрасить его по своему вкусу и наносят цифры яркими красками. На картоне рисуют две стрелки (часовую и минутную), вырезают их и прикрепляют к циферблату таким образом, чтобы они могли двигаться по кругу.

    Болтик или кнопка отлично подойдут в качестве крепежа.

    Для знакомства с четвертью циферблата, самодельный механизм разделяют на отделения по 15 минут. В каждом отделении надо посчитать количество черточек. Можно нарисовать на циферблате разноцветные кусочки пирога, каждый кусочек которого равен 15 минутам. Чтобы изучить полчаса, циферблат разделяют на две одинаковые половины и заштриховывают их разными штрихами. Родитель объясняет, что в часе есть две равные половинки по 30 минут.

    От большого к малому

    После того как малыш освоил промежуток в 30 минут, следует переходить к изучению промежутка в 15 и 5 минут, не забывая повторять, что 15 минут – это четверть часа. Ребенку предлагают пойти на прогулку через 15 минут, но напомнить о прохождении этого времени должен он сам. Если он перед обучением сможет безошибочно прибавлять к предыдущему числу цифру «5», то ему будет намного легче освоить минуты.

    Желательно вырезать из картона новый круг, который разделяют на отделения с пятью черточками в каждом, и посчитать минуты в каждом секторе.

    Чтобы ребенку было понятнее, можно написать возле основных цифр, сколько будет минут:

    • стрелка на 1 – 5 минут;
    • на 2 – 10 минут.

    Обучение времени и закрепление материала в игровой форме

    Как известно, дети лучше всего воспринимают информацию в игровой форме, поэтому родителям следует позаботиться о создании интересного и веселого учебного процесса.

    С помощью конструктора

    Можно приобрести в магазине специальный комплект, в который входит деревянный конструктор и тетрадь с заданиями. Благодаря дополнительным развивающим материалам, которые есть в тетради, малыш не только освоит циферблат, но и подготовится к школе.

    Деревянный конструктор – это циферблат с цифрами от 1 до 12 и от 1 до 24. На конструкторе отмечены минуты и секунды, а также имеются подвижные стрелки, с помощью которых кроха сможет устанавливать время. Конструктор можно раскрашивать по своему усмотрению.

    Такой конструктор ребенок собирает самостоятельно, что изначально его поможет заинтересовать игрой.

    Интересные онлайн-игры

    Сегодня многие дети определяют время только по электронным механизмам, ведь это гораздо проще. Онлайн-игра «Учим время» помогает понять, какое время показывают механические часы. Игра предлагает взглянуть на электронные часы и среди предложенных механических вариантов найти такие, что показывают такие же цифры. После подтверждения выбора малыш переходит к следующему заданию.

    Игра рассчитана на малышей от 3 до 5 лет. Здесь можно увидеть механические часы в форме домика, где обитает кукушка. В правом углу экрана расположены электронные часы. Сначала определяют время на механических, а затем выставляют его на электронных часах. Малышу надо следить за видом из окна, чтобы правильно определить время суток.

    Задания для малышей на определение времени

    Для закрепления полученного результата и проверки крохе предлагают поиграть в игры. Можно снять настенные часы и установить определенное время. Например, 10:40, а малыш должен сказать, сколько времени. Стрелки можно передвигать, пока он не начнет более уверенно определять цифры, но при этом важно не утомить ребенка. Можно поиграть в игру наоборот: взрослый называет время, а кроха устанавливает его на циферблате.

    Для следующего задания понадобиться два циферблата, на которых надо установить разное время (к примеру, 12:15 и 3:40). Родитель показывает циферблат малышу и спрашивает, чем он обычно занимается в это время (обедает, гуляет, спит).

    В процессе обучения важно запастись терпением и спокойно воспринимать неудачи. Лучше лишний раз похвалить кроху за успехи, а то, что плохо запомнилось, повторить еще несколько раз.

    Наиболее популярные вопросы

    Если регулярно заниматься с ребенком, то он легко сможет овладеть навыками еще до поступления в школу. После обучения желательно приобрести ему красивые наручные часы, тогда он сможет регулярно применять свои знания на практике.

    • стрелка на 1 – 5 минут;
    • на 2 – 10 минут.

    Время нельзя увидеть или пощупать. Но если знать некоторые хитрости и практические приемы, можно легко научить ребенка понимать время и определять его по часам. Теория и практические задания, игры и упражнения, с которых можно начать — читайте и пробуйте.

    На LogicLike.com дети развивают логику и пространственное мышление, внимание и память. Взрослые поддерживают мозг в тонусе и совершенствуют интеллект.

    Случается так, что уже в приличном возрасте люди признаются, что пользуются только электронными часами. И у всех одна причина — либо родители не объяснили им в детстве, как использовать часы со стрелками, либо объяснили ошибочно. Чтобы такого не произошло, важно не оставлять проблему без внимания. С чего же начать учить ребенка понимать время по часам?

    Что должен знать ребенок, чтобы определять время по часам?

    Прежде чем приступить к изучению времени, проверьте, насколько ваш ребенок понимает основы. Умеет ли он считать? Ориентируется ли в ключевых понятиях, связанных со временем? Нередко родители сталкиваются с трудностями в обучении и упорно не замечают корень проблемы (ребенок путает “лево” и “право”, недостаточно хорошо считает и т.д.) Поэтому будет полезно пробежаться по основным умениям и удостовериться, что пробелов, которые могут помешать ребенку продвинуться далее, нет.

    Считать до 60

    Как минимум. А лучше вообще до 100. Закрепляем навык счета упражнениями:

    • — называем двойные числа, которые видим (это могут быть ценники в магазине, номера домов и др.);
    • — тренируем обратный счет (от 100 к 1);
    • — учимся называть «соседей» круглых чисел (50 — соседи 49 и 51, 90 — соседи 89 и 91 и т.д.).

    Считать числами, которые кратны 5

    Наверняка вы уже объяснили ребенку, что такие числа всегда оканчиваются на 5 либо на 0. Осталось научиться без запинок их перечислять и использовать.

    • — считаем числами, кратными 5, в прямом и обратном порядке;
    • — моделируем задачи, где требуется считать пятерками (Влад решил отжиматься каждый день по пять раз. Сколько раз он будет отжиматься за неделю, две недели, месяц? Как изменятся эти числа, если со второго месяца Влад будет отжиматься не 5, а 10 раз в день?)
    • Пройдите 3 стартовые главы курса – и откройте доступ к разным категориям. Обязательно порешайте «Умный счёт» и «Логические задачи».
    • Попробуйте задания разного уровня сложности: «Новичок», «Опытный», «Эксперт».

    Различать «лево» и «право»

    Для учебы в целом и чтобы не путать понятия «по часовой стрелке» и «против часовой стрелки» в том числе.

    Иметь общее представление о времени

    Объясняем ребенку понятия «вчера», «сегодня», «завтра»; «прошлое», «настоящее», «будущее»; «утро», «день», «вечер», «ночь», «сутки». Часто дети сами связывают время с конкретным событием: «утром я делал зарядку», «в обед я ел суп», «перед сном я чистил зубы» и т.п. Поэтому объясняя вышеперечисленные понятия, родителю лучше всего привязывать к ним конкретные события.

    Успешно прошли подготовительный этап? Теперь можем учить ребенка понимать время по часам со стрелками.

    Учим ребенка понимать время по часам со стрелками

    Ох уж эти взрослые! И почему они разрешают смотреть мультики всего каких-то 15 или 20 минут? Для детей время — непонятная цифра. Чтобы разобраться, откуда она берется, понадобятся часы со стрелками. Если дома таковых нет, а есть только электронные, ребенку будет и вовсе сложно понять, что же такое время. Поэтому первый шаг для родителя — обзавестись настенными или специальными детскими часами, на которых будут четко видны цифры и стрелки.

    Знакомим ребенка с устройством часов

    Сперва объясните ребенку понятия «циферблат», «сутки», «часы», «минуты», «секунды»; «ровно час», «полчаса», «четверть часа», расскажите про часовую, минутную, секундную стрелки. Обратите его внимание, что все стрелки имеют разную длину. Пусть ребенок понаблюдает, какая из стрелок самая быстрая, а какая практически стоит на месте. И сколько времени требуется каждой, чтобы пройти целый круг.

    Все основные понятия обязательно свяжите в одну логическую цепочку: в сутках 24 часа, 1 час — это 60 минут, а 1 минута — 60 секунд. Не проходите мимо понятий «по часовой стрелке» и «против часовой стрелки». Дайте ребенку понять, что время всегда движется только вперед.

    Учим ребенка «читать» часовую и минутную стрелки одновременно

    Первым делом научите ребенка отсчитывать минуты интервалами, кратными 5. Минуты не указаны на обычных стрелочных часах, поэтому этот навык нужно отработать. Можно придумать легенду о том, что у каждого числа на циферблате есть своя «тень». 1 — это 5 минут, 2 — 10 минут, 3 — 15 минут и т.д. «Тень» можно увидеть только тогда, когда на число указывает минутная стрелка. Когда ребенок будет легко ориентироваться в пятиминутных интервалах, расскажите ему про более мелкие промежутки.

    Часовая стрелка тоже имеет два значения. В первой половине дня мы видим цифры такими, какими они предстают на циферблате, но после плотного полдника в 12:00 они начинают «толстеть»: 1 превращается в 12, 2 — в 14 и т.д. Забавная аналогия поможет ребенку быстрее уловить смысл.

    Умение определять время по часам со стрелками необходимо закрепить на конкретных примерах. Чаще обращайте внимание ребенка на часы. Исправляйте его, если он будет неправильно называть время.

    В идеале у ребенка должны быть «черновые» часики, которые он сможет «эксплуатировать», как ему угодно: выставлять на них время, дописывать «тени» каждой из цифр, подписывать названия стрелок. Для обучения можно использовать старые неработающие часы (настенные или настольные). В них нужно снять стекло, чтобы стрелки можно было вертеть. Если вы не нашли таких дома, мы предлагаем вам смастерить свои.

    Мастерим самодельные часы

    Самодельные часы помогут сделать время более осязаемым. При наличии нужных материалов, на их создание уйдет не более 15 минут.

    Как смастерить часы самостоятельно

    Основой для циферблата может стать одноразовая тарелка или круг из картона. Расчерчиваем круг пополам, потом еще раз пополам и наносим первые цифры. Далее каждую четвертинку аккуратно делим на три части и дописываем оставшиеся цифры. Циферблат готов, а значит, пора прикрепить стрелки. Вырезаем их из картона разных цветов и крепим на круг с помощью кнопки. Получившийся макет часов ставим рядом с настоящими часами.

    Самодельные часы могут выглядеть необычно. К примеру, вот так:

    Игры и задания с часами

    Закрепить умение определять время по часам помогут игры и задания.

    «Который час»

    Покажите ребенку, как двигаются стрелки. Меняйте их положение и называйте время. Затем пусть ребенок выполнит это же упражнение. Изменяйте время по часовой и против часовой стрелки.

    Усложняем игру. Показываем время на часах и ассоциируем его с событиями («вот 7:00», в это время мы просыпаемся», «вот 18:00, в это время мы ужинаем» и т.п.). Теперь предлагаем ребенку понарошку прожить весь день.

    «Рисуем пиццу»

    Самодельный циферблат хорош тем, что на нем можно делать свои пометки. Попросите ребенка провести линии от центра циферблата к числам и заштриховать каждый сектор своим цветом. Получится «цветной пирог» или «цветная пицца» (так будет проще понимать 5-минутные интервалы). Обозначьте вторые значения каждого из чисел (2 — 10, 3 — 15) и минуты (от 1 до 60).

    «Режим дня»

    Возьмите лист бумаги, распишите режим дня, и вместе с ребенком проиллюстрируйте его изображениями часов, в которых обозначен промежуток времени (8:00 — пора в школу, 15:00 — пора делать уроки и т.п.). Повесьте над кроватью или рабочим столом ребенка. Так ребенок научится не только делать все вовремя, но и ориентироваться во времени.

    «Два варианта назвать время»

    Расскажите ребенку, что время можно называть по-разному (к примеру, 1 час 18 минут — это восемнадцать минут второго и т.д.). Запишите на листке второй, более сложный вариант, и укажите цифры-подсказки, чтобы ребенку было проще справиться (пример: «без пяти восемь», числа подсказки — 9, 5, 5, 1). Постепенно откажитесь от подсказок.

    «Кубики»

    Для игры понадобится 4 игральных кубика и наши самодельные часы. Бросаем кубики попарно. Первая пара кубиков определит часы, вторая пара — минуты. Время, которое выпало, нужно установить на игрушечных часах.

    • Гибкий ум и уверенность Занятия на LogicLike развивают логическое и нестандартное мышление. Формируем уверенность: «Смогу решить любую задачу»!
    • Фундамент успеха Учим работать с информацией, тренируем память и внимание. Развиваем познавательный интерес и интеллектуальные способности.
    • Глоток «свежего воздуха» Родители могут потратить 20-30 минут на себя, пока ребёнок развивается. Кстати, заниматься на ЛогикЛайк интересно и взрослым.

    Знакомим ребенка с электронными, солнечными, песочными часами

    Когда ребенок научился определять время по часам со стрелками, пора познакомить его и с другими часами. Вам есть, куда двигаться дальше! Знакомство с электронными, солнечными, песочными часами поможет ребенку углубить свое понимание времени. Тем более, с ними будет не менее интересно разобраться.

    Электронные часы более условны, чем часы со стрелками, по ним не отследить ход времени наглядно. Но если ребенок разобрался с тем, как считаются часы и минуты, то проблем возникнуть не должно. Обзаведитесь электронными часами и поручайте ребенку следить за временем и на них. В той же программе телепередач всегда указано время в электронном формате, поэтому первым делом можно запомнить, во сколько начинаются мультики и детские передачи.

    Солнечные часы больше похожи на часы со стрелками, поэтому с ними будет проще разобраться. Осталось дождаться солнечного дня, начертить на песке круг, установить в центре деревянную палочку, сверить время с механическими часами и дорисовать циферблат. И можно завороженно наблюдать, как тень от палочки постепенно ползет по часовой стрелке.

    Песочные часы также будет удобнее всего сопоставить со стрелочными. Они отмеряют совсем небольшие промежутки времени. Предложите ребенку одновременно наблюдать за секундной стрелкой на механических часах и ходом времени в песочных часах. Кстати, с ними намного веселее выполнять задания на время: застелить постель, сложить все игрушки в коробку и т.д., пока песок не перестанет сыпаться.

    Научить ребенка понимать время не так сложно, как кажется. Решив эту проблему в детстве, вы поможете ребенку стать человеком пунктуальным, для которого ощущение времени не будет слабым местом.

    В 5-7 лет у большинства детей — пик познавательной активности. И это во многом лучшее время, чтобы вместе интересно и разнообразно развиваться. Пока ребёнка не затянуло в школьные будни.

    Время нельзя увидеть или пощупать. Но если знать некоторые хитрости и практические приемы, можно легко научить ребенка понимать время и определять его по часам. Теория и практические задания, игры и упражнения, с которых можно начать — читайте и пробуйте.

    http://vse-pro-detstvo.ru/razvitie_rebenka/kak-bystro-nauchit-rebenka-ponimat-vremya-po-chasam-sovety-metodiki-uprazhneniyahttp://melkie.net/vospitanie-detej/kak-nauchit-rebenka-opredelyat-vremya-po-chasam.htmlhttp://beautiful-mama.ru/kak-nauchit-rebenka-ponimat-vremia/http://kaknazvat.com/deti/nauchit-rebenka-ponimat-vremya-na-chasax/http://logiclike.com/obuchenie-rebenka/vremya-chasy

    Давайте вместе будем делать материал еще популярнее, и после его прочтения сделаем репост в удобную для Вас социальную сеть

    .

    Оцените статью
    Супер мама всегда поможет — только лучшие советы