На всю жизнь сохраняется рефлекс позвоночника

Казалось бы, ребенок рождается абсолютно беспомощным. Он не может самостоятельно передвигаться, обслуживать себя, поэтому ему требуется помощь и поддержка взрослых. Но природа очень мудра, поскольку наделила даже новорожденных особыми реакциями, позволяющими ему выжить в первые месяцы. Такие врожденные реакции организма на внешние раздражители только что родившегося ребенка называют рефлексами. Их спектр меняется и расширяется по мере роста малыша.

Оценивая рефлексы новорожденного, врачи определяют, насколько малыш здоров, а в помощь мамам даже разработана специальная таблица по месяцам. С ее помощью родители могут сами оценить состояние своего ребенка и сразу заметить отклонения от нормы, чтобы вовремя обратиться за квалифицированной помощью.

Виды и функции рефлексов

Врожденные рефлексы (первый вдох и плач младенца, сосание груди, хватание руками предметов) также принято называть безусловными. С их помощью кроха способен выжить в новых для него условиях – главная функция рефлекторной деятельности. Со временем они угасают, а некоторые из них исчезают к 3-6 месяцам. Основные виды врожденных реакций в зависимости от их направленности:

    Обеспечивающие жизнедеятельность. Это реакции, без которых малыш не смог бы выжить. Сюда относят дыхательный, сосательный, глотательный рефлексы. А также спинальные, которые обеспечивают нормальное функционирование мышечного аппарата.

Перечень рефлексов

  • Защитные. Такие реакции помогают ребенку защититься от раздражителей внешнего мира – яркого света, холода или жары.
  • Кратковременные. Они возникают лишь на короткое время при необходимости. Например, задержка дыхания во время прохождения по родовым путям. Сюда же относят рвотный или рефлекс выталкивания, необходимый для предотвращения попадания твердой пищи в пищевод (кроха может подавиться).
  • Большинство их них угасает по мере взросления ребенка. Но некоторые остаются на всю жизнь – это глотательный, рвотный, роговичный и другие.

    Таблица основных рефлексов новорожденного по месяцам

    Их у младенца очень много. В таблице представлены основные из них, их описание и время проявления (по месяцам).

    Название Описание Длительность по возрасту младенца
    Ладонно-ротовой Если надавить на ладошку, кроха открывает рот 0-3 мес.
    Ротовой При надавливании на верхнюю губу малыш выпячивает губы в виде хоботка 0-1 месяц
    Сосательный Когда ротик малыша погладить, он начинает ритмично двигать губами и языком от 0 до 2 мес.
    овый Если погладить щеки или уголок рта, младенец поворачивает голову и вытягивает губы. 2-4 мес.
    Название Описание Длительность по возрасту младенца
    Защитный При выкладывании младенца на живот, он поворачивает голову вбок. 0-2 мес.
    Опорный и шаговый Когда кроху поставить вертикально, он будет пытаться упереться в опору. При наклоне вперед он будет пытаться делать шаги. до 3 месяцев
    Хватательный Если вложить в ладонь крохи какой-либо предмет, он рефлекторно сожмет его в руке. 0-3 мес.
    Спонтанное ползание Если в положении лежа на животе надавить на стопу, малыш попытается оттолкнуться от опоры. с 1 недели до 4 месяцев
    Рефлекс Галанта Если провести рукой вдоль позвоночника, ребенок выгибает спинку, а его нога вытягивается. с 5 дня до 4 мес.
    Рефлекс Бабинского Когда проводят рукой по стопе, она рефлекторно сгибается, при этом пальцы на руках расходятся в виде веера. 0-2 года

    Подробное описание

    Ученые обнаружили огромное количество безусловных рефлексов, которые появляются у малыша после рождения и помогают ему приспособиться к новому миру. Из них только около 15 являются действительно важными для жизнедеятельности. Их разделяют на несколько групп.

    Оральные рефлекторные реакции

    • Сосательный. Это один из основных рефлексов, необходимых крохе для поддержания жизнедеятельности. Он появляется в первые часы после рождения и сохраняется до 1-2 лет. Его суть – при прикладывании к груди ребенок плотно обхватывает губками сосок и начинает ритмично двигать губами и языком, высасывая ее содержимое. Если предложить крохе бутылочку, он также сможет поесть.
    • Глотательный. Он очень важен, поскольку позволяет еде попасть в пищевод. Сохраняется на протяжении всей жизни человека.
    • Хоботковый. Он проявляется выпячиванием губ в виде хоботка при надавливании на верхнюю губу малыша. Такая реакция исчезает к 3 месяцам.

    Рефлекс ротовой Эшериха

  • Ладонно-ротовой. Считается смешанным (орально-двигательным). Он проявляется открыванием рта при одновременном надавливании на центр ладоней младенца. Уже после 2 месяца он исчезает.
  • овый (реакция Киссмауля). Необходим для поиска еды. При малейшем прикосновении к щекам или уголку рта, младенец поворачивает голову и открывает рот. Исчезает, когда малыш начинает видеть еду.
  • Хватательные рефлекторные движения

    • Рефлекс Робинсона-Янишевского. Проявляется крепким сжиманием пальцев взрослого. При этом ребенка можно даже приподнять. Сохраняется несколько месяцев, а потом исчезает. Если он присутствует у детей старше 5-6 месяцев, то у него скорей всего имеются неврологические нарушения.

    Верхний хватательный рефлекс

  • Рефлекс Бабинского (или подошвенный). Если погладить или легонько нажать на подошву стопы, то ребенок рефлекторно ее сожмет, а его пальцы на руках при этом разгибаются в виде веера. При оценивании учитывают симметричность и энергичность движений. Может сохраняться достаточно долгое время – до 1 или даже 2 лет.
  • Двигательные реакции

      Рефлекс Кернига. Проверяют его так – у лежащего на спине ребенка сгибают одну ногу в бедренном и коленном суставах, а затем пытаются выпрямить ногу в колене. При положительном рефлексе это сделать не получится.

    Рефлекс Моро. Эта реакция наблюдается при резком звуке (например, удар по поверхности, где лежит малыш). Проходит в 2 фазах:

    • кроха выпрямляет ножки и раскидывает руки в стороны;
    • возвращение в обратное положение (при этом ребенок как бы обнимает себя).
      Обращаетесь ли Вы при лечении к специалистам?
      Да, так быстрее, чем искать, то что может быть симптомом 10-20 болезней.
      40%
      Обычно не обращаемся, убираем симптомы и все проходит само.
      22.2%
      Лечимся только сами, да плохо заниматься самолечением, но бывает это лучше и быстрее чем обратиться к врачу(запись, очереди, непонятные назначения), быстрее сам себе поможешь.
      37.8%
      Проголосовало: 545

    Рефлекс Моро

    Он сохраняется до 5-месячного возраста, а после исчезает.

    Защитные реакции

    Если младенца положить на живот, он инстинктивно приподнимает голову и поворачивает ее набок. Так он обеспечивает доступ воздуха, чтобы не задохнуться. Еще один пример – задержка дыхания на несколько секунд в случае, когда на лицо попадает вода или струя воздуха.

    Как определить нарушения в развитии?

    Бывают дети, у которых та или иная реакция ослаблена или вовсе отсутствует. Это связывают с несколькими причинами:

    • недоношенность;
    • родовые травмы;
    • неврологические патологии;
    • кислородное голодание вследствие асфиксии;
    • неправильное развитие позвоночника.

    При определении нормального или нарушенного развития реакций у младенца обращают внимание на следующие характеристики:

    • Выраженность реакции. Если рефлексы (особенно спинальные) полностью отсутствуют, то это плохой признак. Часто их отсутствие свидетельствует о неврологических патологиях – церебральном параличе (ДЦП), сниженном мышечном тонусе.
    • Симметричность и равномерность проявления движения. При оценке реакции важна симметричность движений малыша. Например, если при хватании работает только 1 рука, то это может быть симптомом ДЦП, парезов или мозгового кровоизлияния. Когда проверяют рефлекс Моро, также обращают на симметрию.

    Развитие рефлексов по Комаровскому

    Известный доктор Евгений Комаровский советует родителям развивать рефлексы новорожденного. Для этого ежедневно следует выполнять простые рекомендации:

    • В первые недели жизни малышу необходим сон и еда. Частое прикладывание к груди развивает у крохи сосательный и глотательный рефлексы. Чтобы проверить поисковую реакцию, мама может не сразу дать грудь, а легонько притронуться нею к ротику крохи, чтобы он попытался дотянуться к желаемому объекту.
    • Следует периодически давать в руку разные предметы.

    Также хорошим упражнением, которое еще и укрепляет мышцы спины, станет поднятие крохи, который крепко ухватился за мамины пальцы.

  • Очень важно говорить с малышом, издавать разные звуки. Так он будет поворачивать голову в сторону звука, прислушиваться к нему.
  • Ежедневное купание. Некоторые мамы также практикуют ныряние. При этом ребенок пытается задерживать дыхание.
  • Рекомендуется каждый день по несколько минут выкладывать кроху на животик. Таким образом еще и укрепляются спинные мышцы, и улучшается пищеварение.
  • Наиболее популярные вопросы

    Врожденные рефлексы предназначены для поддержания жизнедеятельности новорожденного. Их наличие – важный показатель здоровья малыша.

    Бывают дети, у которых та или иная реакция ослаблена или вовсе отсутствует. Это связывают с несколькими причинами:

    Двадцать восемь дней – ровно столько длится период новорожденности, в течение которого детский организм переживает адаптацию к совершенно новым для него условиям теперь уже внеутробной жизни, поэтому рефлексы новорожденного ребенка играют здесь основную роль.

    рефлексы новорожденного ребенка

    Объясняется это тем, что совсем недавно рожденный малыш пока еще лишен множества полезных навыков – о нем заботится природа.

    Основные рефлексы

    В этом периоде у малыша развиты только безусловные рефлексы – то есть, те, которые заложены как бы по умолчанию. Постепенно некоторые из них исчезают, уступая место условным.

    Условные рефлексы еще можно назвать «личным опытом» ребенка, поскольку они приобретаются в процессе дальнейшего развития и созревания мозга.

    Для чего нужны безусловные (врожденные) рефлексы

    Клинически значимых безусловных рефлексов у малыша целых пятнадцать – причем «судьба» у них очень разная: одни нужны только для того, чтобы пережить трудный процесс рождения (поэтому они быстро исчезают после появления на свет), другие – чтобы дать толчок к развитию новых, а третьи остаются на всю жизнь.

    Педиатры-неонатологи подразделяют врожденные рефлексы новорожденных на несколько групп:

    Оральные рефлексы

    Способность сосать материнскую грудь или соску на бутылочке с искусственным питанием называется сосательным рефлексом, а способность проглотить съеденную пищу – глотательным.

    Сосательный рефлекс возникает в первые часы жизни и сохраняется до года: малыш обхватывает губами сосок, рожок бутылочки и ритмично их посасывает – примерно так с точки зрения физиологии выглядит обычный процесс кормления. Подробно о сосательном рефлексе

    Глотательный рефлекс остается на всю жизнь.

    Хоботковый рефлекс – еще одна разновидность оральных рефлексов. Если легко коснуться губ малыша, они смешно выпячиваются в трубочку – совсем как хобот у слоненка, потому что в этот момент непроизвольно сокращается круговая мышца рта. Пропадает хоботковый рефлекс к двум-трем месяцам.

    Рефлекс Бабкина (ладонно-ротовой) – смешанная разновидность реакции ребенка, при которой он приоткрывает рот, если легонько нажать большими пальцами одновременно на обе ладошки. Лучше всего выражен в первые два месяца жизни, на третьем начинает угасать и затем пропадает совсем.

    Рефлекс Куссмауля (поисковый) – попытка найти еду: если тронуть уголок рта ребенка, он поворачивает голову к раздражителю. Пропадает достаточно быстро – спустя три-четыре месяца после рождения. В дальнейшем поиск еды происходит зрительно – малыш видит грудь или бутылочку.

    Спинальные рефлексы. Осматривая малыша сразу после рождения и в течение всего периода новорожденности, врач-педиатр обращает внимание и на спинальные рефлексы – набор реакций, отвечающих за состояние мышечного аппарата.

    Верхний защитный рефлекс. Один из самых важных безусловных рефлексов, запускающихся уже в первые часы жизни, – верхний защитный рефлекс. Он проявляется, если новорожденного малыша положить на живот: сразу же в сторону поворачивается головка, а малыш пытается ее приподнять. Это – защита от возможного нарушения дыхания: ребенок таким образом восстанавливает доступ воздуха в дыхательные пути. Пропадает рефлекс спустя полтора месяца после рождения.

    Хватательные рефлексы

    Рефлексы Янишевского и Робинсона у новорожденного ребенка проявляются, когда он крепко хватается обеими руками за пальцы матери (врача) и способен удерживать их настолько сильно, что его можно даже таким образом приподнять. Выражены они вплоть до трех-четырех месяцев, затем ослабевают. Сохранение этих рефлексов в более позднем возрасте – свидетельство имеющихся неврологических проблем.

    Рефлекс Бабинского – его еще называют подошвенным рефлексом: легкое поглаживание краев подошв снаружи вызывает раскрытие пальцев в виде веера, стопы при этом сгибаются с тыльной стороны. Критериями оценивания являются энергичность и особенно – симметрия движений. Один из самых долгоживущих врожденных рефлексов – он отмечается до двух лет.

    Другие двигательные рефлексы

    Рефлекс Моро – двухфазная реакция, при которой ребенок отвечает на довольно громкий стук по пеленальному столику или любой другой резкий звук.

    • Первая фаза – малыш раскидывает руки в стороны и разжимает пальчики, выпрямляя при этом ноги.
    • Вторая фаза – возврат в прежнее положение. Иногда ребенок при этом может даже как бы себя обнять – поэтому рефлекс Моро имеет еще одно название – «рефлекс объятий».

    Ярко выражен до пятимесячного возраста малыша.

    Рефлекс Кернига – реакция тазобедренного и коленного суставов на попытку разжать их силой после сгибания. В норме этого сделать не удается. Исчезает полностью после четырех месяцев.

    Рефлекс «автоматической» походки , являющий собой весьма забавное зрелище, состоит в попытках новорожденного самым настоящим образом шагать, если его поднять и немного наклонить корпус вперед. Критерий оценивания – степень полноты опоры при «ходьбе» на всю ступню. Опора на пальчики и цепляние стоп друг за друга – признак нарушений, требующих наблюдения детского невролога.

    Рефлекс опоры – попытка малыша встать на стопы, когда его, осторожно придерживая, ставят на ровную поверхность (на стол, например). Это – двухфазный рефлекс: сначала малыш, почувствовав прикосновение опоры, резко сгибает ноги в коленях, а затем – становится обеими стопами и плотно прижимает подошвы к столу. Хорошо выраженные рефлексы опоры и «автоматической» походки сохраняются на протяжении полутора месяцев.

    Рефлекс Бауэра (спонтанное ползание) можно наблюдать, положив малыша на живот и приложив ладони к его подошвам: он начинает ползти, отталкиваясь при этом от созданной опоры и помогая себе руками. Появившись на 3-4 сутки, этот рефлекс исчезает спустя 3-4 месяца.

    Рефлекс Галанта – реакция позвоночника на внешний раздражитель. Если провести пальцем по всей длине хребта, то ребенок выгибает спину, разгибая при этом ногу со стороны раздражителя.

    Существуют также позотонические рефлексы новорожденных – попытки перераспределения тонуса мышц, когда меняется поза тела в отсутствие умения держать головку, сидеть и ходить.

    Рефлекс Магнуса-Клейна – реакция разгибающих и сгибающих мышц плеча, предплечья и кисти, при которой ребенок принимает «позу фехтовальщика». Это происходит, если голову малыша повернуть в сторону. Можно наблюдать, как выпрямляются рука и нога с той стороны, где находится лицо ребенка. С противоположной стороны они, напротив, сгибаются. Этот рефлекс сохраняется до двух месяцев.

    Слабые рефлексы или когда нужно бить тревогу

    Бывает так, что некоторые рефлексы у малыша включаются с опозданием или проявляются не очень отчетливо. Это может быть связано с травмой, полученной во время родов, при болезнях, а также оказаться индивидуальной реакцией на определенные лекарства.

    Также слабость оральных и спинальных реакций обычно отмечается у недоношенных детей и у тех, кто родился с легкой асфиксией.

    Интересно, что слабые рефлексы у новорожденного ребенка, связанные с поиском еды и ее поглощением (сосание и глотание), могут объясняться всего лишь тем, что малыш просто не голоден. Наиболее отчетливо они проявляются перед кормлением.

    Больше всего пугает ситуация, когда рефлексов нет совсем. Полное отсутствие рефлексов у новорожденного ребенка – повод для немедленной реанимации, которую должны проводить только специалисты.

    Причины тому разные – внутриутробные пороки, тяжелые родовые травмы, глубокая асфиксия (удушение пуповиной).

    Однако следует помнить: резервы у детского организма огромны, поэтому во многих случаях он вполне успешно восстанавливается, а малыш вырастает здоровым.

    Часто задают вопрос: что такое рудиментарные рефлексы? Это рефлексы, которые со временем пропадают (до одного года жизни), т.е. это: Хватательный рефлекс, Рефлекс Моро, Рефлекс опоры, Рефлекс автоматической походки, Рефлекс ползания, Рефлекс Галанта, Сосательный рефлекс, овый рефлекс, Хоботковый рефлекс, Рефлекс ладонно – ротовой.

    Целехович Ольга Петровна – врач высшей категории рассказывает какие основные безусловные рефлексы должны быть в норме у грудных детей.

    Объясняется это тем, что совсем недавно рожденный малыш пока еще лишен множества полезных навыков – о нем заботится природа.

    1. Установите соответствие между признаком рефлекса и его типом:
    безусловные:
    а) передаются по наследству +
    б) индивидуальны для каждой особи
    в) не передаются по наследству

    2. Установите соответствие между признаком рефлекса и его типом:
    безусловные:
    а) не передаются по наследству
    б) характерны для всех особей вида +
    в) приобретаются в течение жизни

    3. Установите соответствие между признаком рефлекса и его типом:
    условные:
    а) врождённые
    б) характерны для всех особей вид
    в) индивидуальны для каждой особи +

    4. Установите соответствие между признаком рефлекса и его типом:
    условные:
    а) не передаются по наследству +
    б) передаются по наследству
    в) врождённые

    5. Установите соответствие между признаком рефлекса и его типом:
    безусловные:
    а) не передаются по наследству
    б) индивидуальны для каждой особи
    в) врождённые +

    6. Установите соответствие между признаком рефлекса и его типом:
    условные:
    а) врождённые
    б) приобретаются в течение жизни +
    в) характерны для всех особей вида

    7. Особенность безусловных рефлексов заключается в том, что они:
    а) обеспечивают приспособление организма к меняющимся условиям окружающей среды
    б) являются признаком, характерным для отдельной особи вида
    в) обеспечивают приспособление организма к постоянным условиям среды +

    8. Особенность безусловных рефлексов заключается в том, что они:
    а) характерны для всех особей вида +
    б) являются признаком, характерным для отдельной особи вида
    в) не передаются по наследству

    9. Особенность безусловных рефлексов заключается в том, что они:
    а) не передаются по наследству
    б) обеспечивают приспособление организма к меняющимся условиям окружающей среды
    в) являются врожденными +

    10. Реакция ребёнка на бутылочку с питательной смесью – это пример рефлекса:
    а) передающегося по наследству
    б) приобретённого в течение жизни +
    в) имеющегося у всех грудных детей

    11. Реакция ребёнка на бутылочку с питательной смесью – это пример рефлекса:
    а) имеющегося у детей с искусственным или смешанным вскармливанием +
    б) имеющегося у всех грудных детей
    в) врождённого

    12. Реакция ребёнка на бутылочку с питательной смесью – это пример рефлекса:
    а) врождённого
    б) не передающегося по наследству +
    в) передающегося по наследству

    13. Установите соответствие между признаком рефлекса и его видом:

    14. Установите соответствие между признаком рефлекса и его видом:

    15. Установите соответствие между признаком рефлекса и его видом:
    безусловный рефлекс:
    а) имеет постоянные рефлекторные дуги +
    б) рефлекторные дуги временные
    в) вырабатывается в течение жизни

    16. Установите соответствие между признаком рефлекса и его видом:
    безусловный рефлекс:
    а) вырабатывается в течение жизни
    б) вырабатывается в процессе эволюции +
    в) не наследуется

    17. Установите соответствие между признаком рефлекса и его видом:
    условный рефлекс:
    а) имеет постоянные рефлекторные дуги
    б) вырабатывается в процессе эволюции
    в) вырабатывается в течение жизни +

    18. Установите соответствие между признаком рефлекса и его видом:
    условный рефлекс:
    а) вырабатывается в процессе эволюции
    б) не наследуется +
    в) групповой

    19. Установите соответствие между признаком рефлекса и его видом:
    безусловный рефлекс:
    а) не наследуется
    б) вырабатывается в течение жизни
    в) групповой +

    20. Выберите признак безусловного рефлекса:
    а) не наследуется
    б) вырабатывается в постоянных условиях среды +
    в) формируется с образованием временных связей в коре мозга

    21. Выберите признак безусловного рефлекса:
    а) видоспецифичный +
    б) не имеет постоянных рефлекторных дуг
    в) не наследуется

    22. На звонок с урока:
    а) рефлекс является врождённым
    б) сходно реагируют дети школьного возраст +
    в) реагируют дети любого возраста одинаково

    23. На звонок с урока:
    а) рефлекс передаётся по наследству
    б) реагируют дети любого возраста одинаково
    в) приобретается рефлекс в процессе жизни +

    24. На звонок с урока:
    а) рефлекс передаётся по наследству
    б) рефлекс не передаётся по наследству +
    в) рефлекс является врождённым

    25. Выберите пример безусловного рефлекса человека:
    а) езда на велосипеде
    б) выполнение приказа начальника
    в) испуг при сильном неожиданном звуке +

    26. Выберите пример безусловного рефлекса человека:
    а) выполнение приказа начальника
    б) выделение слюны во время еды +
    в) соблюдение режима дня

    27. Выберите пример безусловного рефлекса человека:
    а) выделение адреналина при стрессе +
    б) соблюдение режима дня
    в) езда на велосипеде

    28. Выберите признак условного рефлекса:
    а) видоспецифичный
    б) имеет постоянные рефлекторные дуги
    в) индивидуальный +

    29. Ответная реакция организма на любое воздействие раздражителя при помощи нервной системы называется:
    а) рефлекс +
    б) инстинкт
    в) раздражимость

    30. Нервы образованы:
    а) единичными аксонами
    б) отростками нейронов +
    в) телами нейронов

    2. Установите соответствие между признаком рефлекса и его типом:
    безусловные:
    а) не передаются по наследству
    б) характерны для всех особей вида +
    в) приобретаются в течение жизни

    Рефлекс – это ответная реакция организма на раздражение рецепторов, осуществляемая нервной системой. Понятие «рефлекс» ввел Сеченов, он считал, что «рефлексы составляют основу нервной деятельности человека и животных». Павлов разделил рефлексы на условные и безусловные.

    Рефлекторная дуга – это путь, по которому нервный импульс проходит при осуществлении рефлекса. Состав рефлекторной дуги:
    1) Рецептор – чувствительное образование, способное реагировать на определенный вид раздражителя; преобразует раздражение в нервный импульс.
    2) Чувствительный нейрон отправляет нервный импульс в центральную нервную систему (спинной или головной мозг), находится в заднем корешке спинного мозга.

    3) такой-то центр коры больших полушарий
    4) временная связь

    5) сякой-то центр коры больших полушарий

    4/6) Исполнительный (двигательный) нейрон отправляет нервный импульс к рабочему органу, находится в переднем корешке спинного мозга.
    5/7) Рабочий (исполнительный) орган – мышца (сокращается), железа (выделяет секрет) и т.п.

    Сравнение условных и безусловных рефлексов

    безусловные условные
    имеются с рождения приобретаются в течение жизни
    в течение жизни не изменяются и не исчезают могут изменяться или исчезать в течение жизни
    одинаковые у всех организмов одного вида у каждого организма свои собственные, индивидуальные
    приспосабливают организм к постоянным условиям приспосабливают организм к изменяющимся условиям
    рефлекторная дуга проходит через спинной мозг или ствол головного временная связь образуется в коре больших полушарий
    Примеры
    выделение слюны при попадании лимона в рот выделение слюны при виде лимона
    сосательный рефлекс новорожденного реакция 6-месячного ребенка на бутылочку с молоком
    чихание, кашель, отдергивание руки от горячего чайника реакция кошки/собаки на кличку

    Выработка условного рефлекса

    Условный (безразличный) раздражитель должен предшествовать безусловному (вызывающему безусловный рефлекс). Например: зажигается лампа, через 10 секунд собаке даётся мясо.

    Торможение условных рефлексов

    Условное (неподкрепление): лампа зажигается, но мяса собаке не дают. Постепенно слюноотделение на включенную лампу прекращается (происходит угасание условного рефлекса).

    Безусловное: во время действия условного раздражителя возникает мощный безусловный. Например, во время включения лампы громко звенит звонок. Слюна не выделяется.

    Еще можно почитать

    Задания части 1

    Выберите один, наиболее правильный вариант. Центры условных рефлексов, в отличие от безусловных, расположены у человека в
    1) коре больших полушарий
    2) продолговатом мозге
    3) мозжечке
    4) среднем мозге

    Выберите один, наиболее правильный вариант. Рефлексы, которые не могут быть усилены или заторможены по воле человека, осуществляются через нервную систему
    1) центральную
    2) вегетативную
    3) соматическую
    4) периферическую

    Выберите один, наиболее правильный вариант. Слюноотделение у человека при виде лимона – рефлекс
    1) условный
    2) безусловный
    3) защитный
    4) ориентировочный

    Выберите один, наиболее правильный вариант. Каковы особенности спинномозговых рефлексов у человека и млекопитающих животных
    1) приобретаются в течение жизни
    2) передаются по наследству
    3) различны у разных особей
    4) позволяют организму выжить в изменяющихся условиях среды

    Выберите один, наиболее правильный вариант. Нервные импульсы передаются в мозг по нейронам
    1) двигательным
    2) вставочным
    3) чувствительным
    4) исполнительным

    Выберите один, наиболее правильный вариант. Угасание условного рефлекса при неподкреплении его безусловным раздражителем – это
    1) безусловное торможение
    2) условное торможение
    3) рассудочное действие
    4) осознанный поступок

    Выберите один, наиболее правильный вариант. Систему нейронов, воспринимающих раздражения, проводящих нервные импульсы и обеспечивающих переработку информации, называют
    1) нервным волокном
    2) центральной нервной системой
    3) нервом
    4) анализатором

    Выберите один, наиболее правильный вариант. Условные рефлексы человека и животных обеспечивают
    1) приспособление организма к постоянным условиям среды
    2) приспособление организма к меняющемуся внешнему миру
    3) освоение организмом новых двигательных умений
    4) различение животными команд дрессировщика

    Выберите один, наиболее правильный вариант. Чувствительные нейроны в трехнейронной рефлекторной дуге соединены с
    1) отростками вставочных нейронов
    2) телами вставочных нейронов
    3) двигательными нейронами
    4) исполнительными нейронами

    Выберите один, наиболее правильный вариант. Реакция ребенка на бутылочку с молоком — это рефлекс, который
    1) передается по наследству
    2) формируется без участия коры больших полушарий
    3) приобретаются в течение жизни
    4) сохраняется в течение всей жизни

    Выберите один, наиболее правильный вариант. Условное (внутреннее) торможение
    1) зависит от типа высшей нервной деятельности
    2) появляется при возникновении более сильного раздражителя
    3) вызывает формирование безусловных рефлексов
    4) наступает при угасании условного рефлекса

    Выберите один, наиболее правильный вариант. Основу нервной деятельности человека и животных составляет
    1) мышление
    2) инстинкт
    3) возбуждение
    4) рефлекс

    Выберите один, наиболее правильный вариант. При выработке условного рефлекса условный раздражитель должен
    1) действовать через 2 часа после безусловного
    2) следовать сразу после безусловного
    3) предшествовать безусловному
    4) постепенно ослабляться

    Выберите один, наиболее правильный вариант. Нервные импульсы от рецепторов в центральную нервную систему проводят
    1) чувствительные нейроны
    2) двигательные нейроны
    3) чувствительные и двигательные нейроны
    4) вставочные и двигательные нейроны

    ДУГА СТРОЕНИЕ
    Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Рецепторы – это нервные окончания в организме человека, которые

    1) воспринимают информацию из внешней среды
    2) воспринимают импульсы из внутренней среды
    3) воспринимают возбуждение, передающееся к ним по двигательным нейронам
    4) располагаются в исполнительном органе
    5) преобразуют воспринимаемые раздражения в нервные импульсы
    6) реализуют ответную реакцию организма на раздражение из внешней и внутренней среды

    Выберите три варианта. В нервной системе человека вставочные нейроны передают нервные импульсы
    1) с двигательного нейрона в головной мозг
    2) от рабочего органа в спинной мозг
    3) от спинного мозга в головной мозг
    4) от чувствительных нейронов к рабочим органам
    5) от чувствительных нейронов к двигательным нейронам
    6) из головного мозга к двигательным нейронам

    Установите соответствие между функциями и типами нейронов: 1) чувствительные, 2) вставочные, 3) двигательные. Запишите цифры 1, 2, 3 в порядке, соответствующем буквам.
    А) передача нервных импульсов от органов чувств в мозг
    Б) передача нервных импульсов от внутренних органов в мозг
    В) передача нервных импульсов к мышцам
    Г) передача нервных импульсов к железам
    Д) передача нервных импульсов от одного нейрона к другому

    Проанализируйте таблицу «Нейроны». Для каждой ячейки, обозначенной буквой, выберите соответствующий термин из приведенного списка.
    1) центростремительный
    2) двигательный
    3) оболочки мозга
    4) серое вещество спинного мозга
    5) белое вещество спинного мозга
    6) передача нервного импульса от рецепторов в ЦНС
    7) передача нервного импульса от ЦНС к рабочему органу
    8) передача нервного импульса к внутренним органам

    Выберите три верно обозначенные подписи к рисунку, на котором изображено строение рефлекторной дуги. Запишите цифры, под которыми они указаны.
    1) рецептор
    2) передний корешок спинного мозга
    3) серое вещество спинного мозга
    4) двигательный нейрон в заднем корешке спинного мозга
    5) тело двигательного нейрона
    6) вставочный нейрон

    ДУГА БЕЗУСЛОВНОГО
    1. Установите последовательность звеньев рефлекторной дуги рефлекса потоотделения. Запишите соответствующую последовательность цифр.

    1) возникновение в рецепторах нервных импульсов
    2) потоотделение
    3) возбуждение двигательных нейронов
    4) раздражение рецепторов кожи, воспринимающих тепло
    5) передача нервных импульсов к потовым железам
    6) передача нервных импульсов по чувствительным нейронам в ЦНС

    2. Установите последовательность проведения нервного импульса в рефлекторной дуге, обеспечивающей один из механизмов терморегуляции в организме человека. Запишите соответствующую последовательность цифр.
    1) передача нервного импульса по чувствительному нейрону в центральную нервную систему
    2) передача нервного импульса на двигательные нейроны
    3) возбуждение терморецепторов кожи при понижении температуры
    4) передача нервного импульса на вставочные нейроны
    5) уменьшение просвета кровеносных сосудов кожи

    3. Установите последовательность звеньев рефлекторной дуги спинномозгового рефлекса. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.
    1) вставочный нейрон
    2) аксон чувствительного нейрона
    3) рецептор
    4) исполнительный орган
    5) тело чувствительного нейрона
    6) двигательный нейрон

    4. Расположите в правильном порядке элементы рефлекторной дуги коленного рефлекса человека. Запишите в ответе цифры в порядке, соответствующем буквам.
    1) Двигательный нейрон
    2) Чувствительный нейрон
    3) Спинной мозг
    4) Рецепторы сухожилия
    5) Четырёхглавая мышца бедра

    ДУГА + СПИННОЙ МОЗГ
    1. Установите последовательность передачи нервного сигнала по рефлекторной дуге. Запишите соответствующую последовательность цифр.

    1) передний корешок спинномозгового нерва
    2) рецептор
    3) задний корешок спинномозгового нерва
    4) скелетная мышца
    5) тело вставочного нейрона
    6) тело чувствительного нейрона

    2. Установите последовательность прохождения нервного импульса в рефлекторной дуге кожного болевого рефлекса
    1) задний корешок спинномозгового нерва
    2) спинной мозг
    3) мышца
    4) болевой рецептор
    5) передний корешок спинномозгового нерва

    ДУГА УСЛОВНОГО
    1. Установите последовательность передачи нервного импульса по дуге условного слюноотделительного рефлекса у человека на звонок. Запишите соответствующую последовательность цифр.

    1) слуховой центр коры мозга
    2) чувствительный нейрон
    3) рецепторы слуха
    4) временная связь
    5) центр слюноотделения
    6) слюнные железы
    7) двигательный нейрон

    2. Установите правильную последовательность передачи нервного импульса по дуге слюноотделительного рефлекса у человека на вид пищи. Запишите соответствующую последовательность цифр.
    1) центр слюноотделения коры головного мозга
    2) чувствительный нейрон
    3) двигательный нейрон
    4) зрительный центр коры головного мозга
    5) слюнные железы
    6) рецепторы глаза


    3. Установите последовательность частей рефлекторной дуги при прохождении по ней нервного импульса. Запишите соответствующую последовательность цифр.

    1) чувствительный нейрон
    2) рабочий орган
    3) вставочный нейрон
    4) отдел коры больших полушарий
    5) рецептор
    6) двигательный нейрон

    БЕЗУСЛОВНЫЕ
    1. Выберите три варианта. Особенность безусловных рефлексов заключается в том, что они

    1) возникают в результате многократного повторения
    2) являются признаком, характерным для отдельной особи вида
    3) являются генетически запрограммированными
    4) характерны для всех особей вида
    5) являются врожденными
    6) не передаются по наследству

    2. Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Безусловные рефлексы, обеспечивающие жизнедеятельность организма человека,
    1) сформировались в относительно постоянных условиях среды
    2) сформировались в процессе исторического развития
    3) для своей работы требуют работы больших полушарий
    4) для своей работы требуют нескольких повторений
    5) учащение пульса и дыхания во время работы
    6) выделение слюны при запахе шашлыка

    БЕЗУСЛОВНЫЕ КРОМЕ
    Выберите два верных ответа из пяти и запишите цифры, под которыми они указаны. Безусловные рефлексы

    1) наследуются
    2) индивидуальны
    3) одинаковы у всех особей вида
    4) контролируются только спинным мозгом
    5) приобретаются в течение жизни

    БЕЗУСЛОВНЫЕ — УСЛОВНЫЕ ПРИЗНАКИ
    1. Установите соответствие между значением рефлекса и его видом: 1) безусловный, 2) условный. Запишите цифры 1 и 2 в правильном порядке.

    А) обеспечивает инстинктивное поведение
    Б) обеспечивает приспособление организма к условиям окружающей среды, в которых обитали многие поколения данного вида
    В) позволяет приобрести новый опыт
    Г) определяет поведение организма в изменившихся условиях

    2. Установите соответствие между видами рефлексов и их характеристиками: 1) условные, 2) безусловные. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
    А) являются врожденными
    Б) приспособления к новым появляющимся факторам
    В) рефлекторные дуги формируются в процессе жизнедеятельности
    Г) одинаковы у всех представителей одного вида
    Д) лежат в основе обучения
    Е) постоянны, практически не затухают в течение жизни

    3. Установите соответствие между характеристиками и видами рефлексов: 1) безусловные, 2) условные. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
    А) врожденные, передаются по наследству
    Б) непостоянные, способны угасать
    В) характерны для всех особей данного вида
    Г) возникают на адекватный для каждого рефлекса раздражитель
    Д) приобретенные в процессе жизнедеятельности
    Е) помогают адаптироваться к меняющимся условиям среды

    БЕЗУСЛОВНЫЕ — УСЛОВНЫЕ ПРИМЕРЫ
    1. Установите соответствие между примерами и типами рефлексов: 1) безусловные, 2) условные. Запишите цифры 1 и 2 в правильном порядке.

    А) отдергивание руки от огня горящей спички
    Б) плач ребенка при виде человека в белом халате
    В) протягивание руки пятилетнего ребенка к увиденным сладостям
    Г) глотание кусочков торта после их пережевывания
    Д) выделение слюны на вид красиво сервированного стола
    Е) катание на лыжах с горки

    2. Установите соответствие между примерами и типами рефлексов, которые они иллюстрируют: 1) безусловный, 2) условный. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
    А) сосательные движения ребёнка в ответ на прикосновение к его губам
    Б) сужение зрачка, освещённого ярким солнцем
    В) выполнение гигиенических процедур перед сном
    Г) чихание при попадании пыли в носовую полость
    Д) выделение слюны на звон посуды при сервировке стола
    Е) катание на роликовых коньках

    УСЛОВНЫЕ КРОМЕ
    Выберите два верных ответа из пяти и запишите цифры, под которыми они указаны. Условные рефлексы

    1) формируются в процессе эволюции
    2) имеют постоянные рефлекторные дуги
    3) вырабатываются в ответ на посторонний раздражитель
    4) сопровождаются образованием временной связи
    5) сохраняются всю жизнь без изменений

    ВЫРАБОТКА
    Установите последовательность формирования слюноотделительного условного рефлекса и его торможения у домашней собаки. Запишите соответствующую последовательность цифр.

    1) включение света и предоставление пищи
    2) многократное включение света при отсутствии пищи
    3) прекращение выделения слюны при включении света
    4) выделение слюны при включении света
    5) многократное сочетание кормления с предварительным включением света

    Выберите один, наиболее правильный вариант. Каковы особенности спинномозговых рефлексов у человека и млекопитающих животных
    1) приобретаются в течение жизни
    2) передаются по наследству
    3) различны у разных особей
    4) позволяют организму выжить в изменяющихся условиях среды

    Онлайн-конференция идёт регистрация

    «Особенности работы и пути взаимодействия школьного педагога с детьми с умственной отсталостью в начале учебного года»

    свидетельство каждому участнику

    скидка на курсы для всех участников
    онлайн-конференции

    8 – 10 сентября 2020г 19:00 (МСК)

    Ответы к тестированию по дисциплине «ОСНОВЫ ВОЗРАСТНОЙ ПСИХОЛОГИИ» (профессиональная переподготовка)

    1. Основные этапы психического развития человека включают детство, отрочество, юность, зрелость, старость.

    2. Теории психического развития в возрастной психологии сравнивались Львом Семёновичем Выготским.

    3. Главной задачей возрастной психологии является отслеживание динамики развития.

    4. Смена периодов интенсивного развития периодами замедления – это цикличность развития.

    5. Построение периодизации развития на основе нескольких существенных внутренних критериев характерно для периодизации Даниила Борисовича Эльконина.

    6. Самосознание личности в основном складывается к 17-и годам.

    7. Взаимосвязь обучения, воспитания и развития в онтогенезе особенно детально раскрыта в работах Льва Семёновича Выготского.

    8. К атавистическим рефлексам у младенца относится хватательный рефлекс.

    9. К тупиковым видам движения младенца относится раскачивание на четвереньках.

    10. Умственная отсталость, как отклонение в психическом развитии не может быть совсем преодолена ни при каких условиях.

    11. Понимание смысла всех слов окружающих складывается к шести годам.

    12. Развитие самосознания в раннем возрасте начинается с узнавания себя в зеркале.

    13. Психологическая характеристика готовности к школе включает интеллектуальную готовность.

    14. Логика игровых действий определяется жизненной последовательностью на этапе на третьем уровне развития игры.

    15. Речь дошкольника, полностью описывающая ситуацию, называется контекстуальной речью.

    16. К проявлению психической депривации в дошкольном возрасте относится замкнутость.

    17. Доминирующей психической функцией в младшем школьном возрасте становится мышление.

    18. Основной проблемой подросткового возраста является падение интереса к учебной деятельности.

    19. Стремление быть, казаться и считаться взрослым у подростков — это тенденция к взрослости.

    20. Черты акцентуированного характера у подростков проявляются в стрессовых для акцентуанта ситуациях.

    21. В подростковом возрасте продолжает развиваться теоретическое рефлексивное мышление.

    22. При ненапряженном протекании ранней юности происходит плавное продвижение к кризису 17 лет.

    23. Любовь, при которой у супругов одинаковое понимание значения любви — это равнозначная любовь.

    24. Стиль студенческой жизни, обеспечивающий приобретение образования, как товара — это профессиональная субкультура.

    25. Ведущей деятельностью в ранней юности является учебно-профессиональная деятельность.

    2. Теории психического развития в возрастной психологии сравнивались Львом Семёновичем Выготским.

    http://kaknazvat.com/deti/refleksy-novorozhdennogo-tablica-po-mesyacam/http://razvitie-krohi.ru/razvitie-rebenka-do-goda/refleksyi-novorozhdennyih-detey.htmlhttp://liketest.ru/biologiya/test-s-otvetami-refleks.htmlhttp://www.bio-faq.ru/zubr/zubr034.htmlhttp://infourok.ru/osnovy-vozrastnoj-psihologii-otvety-k-testirovaniyu-professionalnaya-perepodgotovka-4272930.html

    Давайте вместе будем делать материал еще популярнее, и после его прочтения сделаем репост в удобную для Вас социальную сеть

    .

    Читайте также:  Таблетки женские гормоны для трансвеститов
    Оцените статью
    Супер мама всегда поможет — только лучшие советы