Кормление детей через зонд правила

Цель: Обеспечить ребенка необходимым количеством пищи при отсутствии сосательного и глотательного рефлексов.

3) отмеренное необходимое количество молока на 1 кормле­ние, подогретое до t °+37°+38°С.

4) стерильный желудочный катетер

8) электротсос или резиновая груша

1. Объяснить маме цель и ход прове­дения процедуры.

2. Подготовить оснащение.

3. Обработать руки гигиеническим способом, надеть косынку, маску и стерильные резиновые перчатки.

4. Уложить ребенка на бок с припод­нятым головным концом, зафиксиро­вать такое положение с помощью ва­лика.

5. Измерить глубину введения зонда — от мочки уха, до кончика носа, и от кончика носа, до мечевидного отрост­ка. Сделать метку.

6. Присоединить к зонду шприц и проверить его проходимость.

7. Удалить поршень из шприца, а катетер поместить между средним и указательным пальцами левой руки, слепым концом вверх.

8. Заполнить шприц на 1/3 грудном молоком и опуская слепой конец зон­да, заполнить молоком, до появления первой капли из слепого отверстия зонда.

Обращаетесь ли Вы при лечении к специалистам?
Да, так быстрее, чем искать, то что может быть симптомом 10-20 болезней.
40%
Обычно не обращаемся, убираем симптомы и все проходит само.
22.2%
Лечимся только сами, да плохо заниматься самолечением, но бывает это лучше и быстрее чем обратиться к врачу(запись, очереди, непонятные назначения), быстрее сам себе поможешь.
37.8%
Проголосовало: 545

9. Зажать катетер зажимом на расстоя­нии 5-8 см со стороны шприца.

10. Смочить конец катетера в молоке.

11. Вставить зонд в рот по средней ли­нии языка и ввести до метки. Не при­лагать усилий и следить нет ли одыш­ки, цианоза

12. Приподняв шприц, снять зажим и медленно ввести молоко в желудок.

13. Зажать катетер большим и указательным пальцем правой руки на рас­стоянии 2-3 см от ротовой полости и быстрым движением извлечь из же­лудка.

14. Положить ребенка на правый бок с приподнятым головным концом.

15. Снять перчатки, сбросить их в контейнер и вымыть руки. Ис­пользованный инструментарий помес­тить в дезраствор.

8) электротсос или резиновая груша

Показания. Бессознательное состояние ребенка, психические расстройст­ва, сопровождающиеся полным отказом от приема пищи, травматические повреждения органов полости рта, отсутствие сосательного или глотательного рефлексов, недоношенность III степени.

Необходимый инструментарий:

· воронка, вместимостью 150-200 мл;

· резиновый или полиэтиленовый зонд;

· необходимое количество молока или жидкой пищи.

Техника выполнения

Инструментарий должен быть простерилизован кипячением в течение 15-20-ти мин и остужен до температуры тела больного. Существует два способа кормления с помощью зонда: через нос и через рот. Через рот зонд используют при одноразовом кормлении. При введении зонда через нос можно оставить его в желудке на 2-3 дня, прикрепив наружный конец зонда лейкопластырем к щеке и голове ребенка.

Длина, на которую нужно ввести зонд, равна расстоянию от переносицы ребенка до конца мечевидного отростка грудины (у новорожденных
10-12-ти см). Зонд, резиновую трубку, воронку перед зондированием стерилизуют кипячением. Перед введением зонда всю систему заполняют молоком для предупреждения попадания воздуха в желудок. Кончик зонда смачивают в растворе буры с глицерином и вводят по средней линии языка до установленной метки. Зонд во время введения необходимо плотно прижать пальцами, или зажимом, чтобы не допустить вытекания молока. После введения зонда нужно выждать некоторое время, чтобы убедиться в правильности его местонахождения. Если зонд находится в пищеводе, состояние ребенка остается удовлетворительным, он не проявляет беспокойства. При попадании зонда в трахею ребенок синеет, начинает кашлять, давиться. В этом случае зонд необходимо извлечь, а ребенку дать подышать кислородом. Если зонд в желудке, зажим или пальцы открыть, и молоко начинает выливаться в желудок, а если не вытекает, то помочь шприцем. Способ кормления через зонд бывает одномоментным, когда зонд вводят в желудок ребенка только для одного кормления и постоянным, если зонд оставляют в желудке в течение нескольких дней (2-3 дня). Кормление через постоянный зонд имеет ряд преимуществ: при его применении молоко в желудок вводят каплями, через него можно вводить лекарственные вещества и глюкозу для питья.

Противопоказания. Противопоказанием к кормлению через зонд является атрезия пищевода.

Нежелательные последствия. Можно при неосторожном введении зонда повредить слизистую пищевода, возможно попадание пищи в дыхательные пути ребенка, возникновение рвотного рефлекса во время кормления.

Кормление новорожденных через зонд

Показания. Вскармливание через зонд позволяет осуществить энтеральное поступление питательных веществ в случае, когда ребенок не может сосать и/или глотать самостоятельно. Причиной этого чаще являются:

1. Отсутствие сосательного и/или глотательного рефлекса вследствие выраженной морфофункциональной незрелости.___________________________________

2. Тяжелая внутриутробная или постнатальная инфекция, сопровождающаяся интоксикацией.

3. Внутричерепная родовая травма, родовая травма шейного отдела позвоночника, спинного и продолговатого мозга.

4. Ишемически-гипоксическое поражение центральной нервной системы (внутричерепное кровоизлияние, отек мозга).______________________________________

5. Пороки развития твердого и мягкого неба, верхней губы.

6. Тяжелая дыхательная и сердечно-сосудистая недо­статочность.

Раннее начало энтерального вскармливания пусть даже и зондового способ­ствует стимуляции развития слизистой желудочно-кишечного тракта, улучшению моторики кишечника, повышает секрецию ре­гуляторных гормонов, спосо­бствует физиологическому заселению кишечника микро­флорой, нормализации кровоснабжения кишеч­ника. Раннее начало хотя бы частичного энте­рального вскармливания приводит к снижению риска развития язвенно-некротического энтероколита.

Противопоказания для зондового кормления:

• пороки развития желудочно-кишечного тракта, требующие экстренного хирургического вмешательства;

• отсутствие активной перистальтики;

Необходимое оборудование:

1. Желудочный зонд соответствующего размера, который должен отвечать следующим требованиям: быть изго­товленным из тер­молабильного материала со специ­альной обработкой поверхности для снижения эффекта залипания на слизистой оболочке, иметь стандарт­ный переходник типа «луер» для соединения со шприцем или капельницей, крышку на переходнике, цве­товой код переходника, сантиметровую шкалу, рентгеноконтрастную полосу. Рекомендуемые размеры зонда в зави­симости от массы тела (Рис. 4.)

Рекомендуемые размеры зонда в зависимости от массы тела ребенка:

Размеры зонда Масса тела
Носовой – № 4 Менее 1000 г
Ротовой – № 6
Носовой – № 6 Менее 2500 г
Ротовой – № 10

3. Лейкопластырь (желательно специальный).

4. Шприц (10-ти и 20-ти мл в зависимости от возраста и веса ребенка).

5. Питание для ребенка (грудное молоко, приготовленная смесь).

Последовательность действий при введении зонда:

3. Проверить наличие и исправность оборудования.

4. Проверить температуру вводимого питания.

5. Измерить зонд от мочки уха через кончик носа до края мечевидного отростка грудины у ребенка и отметить это расстояние на зонде.

6. Вставить зонд через нос или через рот. Если введе­ние зонда через ноздрю затруднено, то нельзя повто­рять попытку с применением мышечного усилия, а попробовать введение через другую ноздрю. Затруднение введения может быть связано с суже­нием носового хода, пороком развития. О затруднении проведения зонда медсестре необходимо указать лечащему врачу, и эти данные должны быть зафиксированы в истории болезни.

7. Зонд вводится на длину, соответствующую отметке, которая должна находиться у края ноздри и быть постоянно видна при проведении кормления, что свидетельствует о том, что зонд находится в желудке.

8. Удостовериться, что зонд находится в желудке. Для этого провести оттягивание поршнем шприца желудочного содержимого. Эту процедуру необходимо проводить перед каждым введением питания через зонд, для определения уровня остаточного содержимого желудка.

9. Закрепить зонд лейкопластырем.

10. Присоединить шприц с питанием, которое может проводиться капельно через дозатор или через шприц без поршня под действием силы тяжести. При постоянном зондовом питании объем и скорость введения питания назначается врачом, а сестра контролирует состояние ребенка на фоне введения. При обычном [дробном] зондовом питании под действием силы тяжести длительность кормления должна составлять не менее 10-15-ти мин. При исполь­зовании поршня необходимо убедиться в отсутствии остаточного молока в желудке и продолжать кормление также не менее 10-15-ти мин или дробно. Удалить зонд или оставить зонд в желудке, закрыв его. После кормления поместить ребенка на правый бок или с приподнятым головным концом.

Читайте также:  Нормы ктр при 8 акушерских недель

Возможные осложнения при прове­дении процедуры вскармливания через желудочный зонд:

1. Использование зонда несоответствующего размера.

• Развитие пролежней в носовом ходе.

• Гиперпродукция слизи с развитием вторичного бактериального ринита.

2. «Закручивание» зонда в области пищевода. При этом питание свободным беспоршневым методом невозможно, что является основным клиническим критерием неправильного положения зонда. Однако, если используется дозатор или «поршневой» метод, питание будет поступать в пищевод, могут развиться следующие осложнения:

• Рвота с возможной аспирацией

Для того чтобы избежать подобного осложнения, перед каждым введением питания необходимо потянуть поршень на себя и получить желудочное содержимое.

3. Проведение зонда за привратниковую заслонку в двенадцатиперстную кишку. При этом питание поступает в тонкую кишку, минуя желудок.

• Раздражение пилорического сфинктера, что приводит к рвотам (возможность аспирации), снижению или повышению тонуса сфинктера.

• Нарушение процесса пищеварения, переваривания и всасывания.

8. Удостовериться, что зонд находится в желудке. Для этого провести оттягивание поршнем шприца желудочного содержимого. Эту процедуру необходимо проводить перед каждым введением питания через зонд, для определения уровня остаточного содержимого желудка.

Недоношенные дети представляют собой особую группу пациентов, для которых характерны признаки физиологической незрелости, что определяет особые условия выхаживания. В Российской Федерации доля недоношенных детей среди всех новорожденных в среднем состав

Недоношенные дети представляют собой особую группу пациентов, для которых характерны признаки физиологической незрелости, что определяет особые условия выхаживания. В Российской Федерации доля недоношенных детей среди всех новорожденных в среднем составляет 6–8%. Дети, родившиеся преждевременно, должны постоянно находиться в центре внимания врачей-педиатров, поскольку именно среди них отмечается наиболее высокий процент перинатальной патологии и значительно чаще выявляются отклонения в последующем развитии [1].

Чем больше степень недоношенности, тем с более существенными проблемами, связанными с последующим развитием ребенка, приходится сталкиваться: они могут варьировать от минимальных мозговых дисфункций (проблемы поведения и обучения, синдром гиперактивности с нарушением внимания) до тяжелых нарушений, приводящих к инвалидизации. Некоторые нарушения носят необратимый характер. Компенсаторные возможности детского организма достаточно велики, но они проявляются в полной мере лишь на фоне активной реабилитации, хорошего ухода, полноценного питания [2]. Проведенная реабилитация может оказаться успешной и привести к минимизации последствий недоношенности, в противном случае возникают различные отклонения в развитии ребенка. В этом плане роль адекватного питания недоношенного ребенка — как на самых ранних этапах его развития, так и на протяжении всего первого года жизни — трудно переоценить. В последние годы достигнут определенный прогресс как в совершенствовании методов вскармливания глубоконедоношенных детей (парентеральное и зондовое питание), так и в совершенствовании рецептуры специальных адаптированных смесей для недоношенных детей, в частности в результате введения в их состав нуклеотидов, длинноцепочечных полиненасыщенных жирных кислот, ряда участвующих в метаболизме нервной ткани аминокислот, оказывающих позитивное влияние на развитие головного мозга и органов зрения [3].

Наиболее высокие темпы роста отмечаются у плода во время неосложненной беременности. Но у недоношенных и маловесных детей период внутриутробного развития сокращается, вследствие чего «выпадает» заметная часть этого важного этапа, который протекает внеутробно. Это отражается на последующем развитии ребенка.

Недоношенными считаются дети, родившиеся при сроке беременности менее 37 недель (259 дней). Вследствие преждевременных родов ребенок рождается недостаточно зрелым и имеет проблемы, связанные с адаптацией к условиям внеутробной жизни. Ситуацию осложняют такие проблемы, как незрелость пищеварительной системы и ограниченные запасы питательных веществ в организме.

Поступление питательных веществ в организм до и после рождения. В процессе внутриутробного развития плод постоянно получает питательные вещества через пуповину. Глюкоза, аминокислоты и жирные кислоты обеспечивают элементное питание. После родов питание (грудное молоко) начинает поступать перорально, в виде более сложных соединений (лактоза — белки — липиды), требующих ферментативного расщепления.

Недоношенные дети, для которых после стабилизации их клинического состояния характерен так называемый «догоняющий рост» (английский термин — catch up growth), имеют высокие потребности в питательных веществах [4]. Между тем способность к их усвоению не всегда соответствует суммарным потребностям недоношенного ребенка в питательных веществах и энергии.

Назначение питания и выбор режима вскармливания у недоношенных детей продиктованы учетом особенностей пищеварительной системы и метаболизма основных нутриентов [5]. У таких младенцев снижен или полностью отсутствует сосательный и глотательный рефлекс, понижена секреция желудочного сока, отмечается недостаточная выработка панкреатических протеаз, липазы и кишечных дисахаридаз (особенно лактазы), но при этом достаточно высока активность пептидаз кишечника. Снижена способность желчи эмульгировать жирные кислоты. Обсеменение госпитальной микрофлорой в сочетании с замедленной и нерегулярной перистальтикой кишечника обусловливает высокую частоту дисбиотических нарушений. В связи с гипогалактией у значительной части преждевременно родивших женщин нередко отсутствует возможность обеспечить ребенка материнским молоком [6].

К несомненным преимуществам грудного молока относятся факторы иммунной защиты, в нем присутствуют бифидогенные компоненты (олигосахариды), положительно влияющие на формирование кишечной микрофлоры. Грудное молоко содержит гормоны, способствующие созреванию кишечника [7].

Последние исследования свидетельствуют о наличии различий в содержании факторов иммунологической защиты (в частности, секреторного иммуноглобулина (Ig) A) в грудном молоке женщин, родивших в разные сроки беременности (табл. 1).

Однако ряд исследований свидетельствует о том, что грудное молоко не полностью обеспечивает высокие потребности недоношенных детей в энергии и белке, в ряде витаминов (жирорастворимые — А, Д, Е, К и водорастворимые — витамин С, фолиевая кислота) и минеральных веществах (кальций, фосфор, магний) [9].

Тем не менее нет никаких сомнений в том, что именно женское молоко является оптимальным питанием для недоношенных детей, поэтому все усилия медицинского персонала должны быть направлены на сохранение грудного вскармливания в максимально возможном объеме, учитывая особую биологическую ценность материнского нативного (свежесцеженного) молока для недоношенного ребенка и важную роль контакта матери с новорожденным во время кормления.

Установлено, что температурная обработка отрицательно сказывается на питательной ценности женского молока: при вскармливании пастеризованным грудным молоком прибавка в массе тела на первом месяце жизни является недостаточной и составляет в среднем 9,6 ± 0,4 г/кг/сут [10].

Доказано, что молоко преждевременно родивших женщин может удовлетворить потребности в пищевых веществах недоношенных детей с массой тела более 1700–2000 г. В то же время недоношенные дети с меньшей массой тела после окончания раннего неонатального периода постепенно начинают испытывать дефицит в белке, кальции, фосфоре, магнии, натрии, меди, цинке и витаминах В2, В6, С, D, Е, К, фолиевой кислоте и нуждаются в оптимизации питания — обогащении рационов [11].

Методы кормления недоношенных детей

В условиях родильного дома и в отделениях неонатологии в настоящее время используются следующие методы кормления недоношенных детей и их сочетания.

  • Парентеральное питание — через центральные или периферические вены (в настоящее время доказана целесообразность его сочетания с минимальным энтеральным питанием, поддерживающим функционирование желудочно-кишечного тракта (ЖКТ) и стимулирующим его дальнейшее созревание).
  • Длительное зондовое питание с помощью инфузионных насосов (назогастральный зонд).
  • Порционное зондовое питание (проводится с помощью шприца).
  • Грудное вскармливание (истинное грудное вскармливание, кормление сцеженным грудным молоком).
  • Смешанное или искусственное вскармливание с использованием специальных смесей для недоношенных детей.

На рисунке представлена последовательность использования методов кормления недоношенных детей.

В зависимости от гестационного возраста, массы тела ребенка и клинического статуса недоношенные дети в ряде случаев нуждаются в полном парентеральном питании. Для того чтобы поддерживать перистальтическую и секреторную деятельность ЖКТ, постепенно и в возрастающем объеме вводится энтеральное питание. Сначала питание вводится через зонд, а затем постепенно заменяется кормлением из бутылочки с использованием грудного молока или специальных смесей для недоношенных детей.

Читайте также:  Степень зрелости легких плода на плановое кесарево

У детей с массой тела 1800–2000 г проводят пробное кормление из бутылочки. При неудовлетворительной активности сосания осуществляется зондовое кормление (чаще порционным методом) в полном или частичном объеме [10, 12].

Новорожденные дети с массой тела более 2000 г при оценке по шкале Апгар 7 баллов и выше могут быть приложены к груди матери в первые сутки жизни. Обычно в родильном доме или стационаре устанавливается 7–8-разовый режим кормления. Для недоношенных детей неприемлемым является свободный режим кормления в связи с их неспособностью регулировать объем высосанного молока и высокой частотой перинатальной патологии, однако возможно ночное кормление. При грудном вскармливании необходимо внимательно следить за появлением признаков усталости — периорального и периорбитального цианоза, одышки и др. Наличие данной симптоматики является показанием к более редкому прикладыванию к груди или к частичному докорму сцеженным молоком из бутылочки, либо к полному переходу к кормлению из бутылочки [10].

Таким образом, выбор способа вскармливания должен быть строго индивидуальным, определяться степенью физиологической зрелости ребенка, клиническим состоянием пациента и соответственно меняться по мере его улучшения.

При расчете питания для недоношенных детей следует пользоваться только «калорийным» методом, предполагающим следующий расчет питания [12] в зависимости от возраста ребенка: 1-й день — 30 ккал/кг; 2-й день — 40 ккал/кг; 3-й день — 50 ккал/кг; 4-й день — 60 ккал/кг; 5-й день — 80 ккал/кг; 6-й день — 80 ккал/кг; 7-й день — 90 ккал/кг; 10–14-й дни — 100–120 ккал/кг; 30-й день — 130 ккал/кг (искусственное), 140 ккал/кг (грудное) молоко.

По мере улучшения клинического состояния ребенка и при установлении наличия стабильной прибавки массы тела, а также при наличии активного сосательного рефлекса ребенка переводят на грудное вскармливание или кормят сцеженным грудным молоком в сочетании со специальной смесью для недоношенных детей.

Специальные смеси для недоношенных детей

Как показывает клинический опыт, у большинства матерей после преждевременных родов отмечается гипогалактия. Ситуация усугубляется тем, что у детей снижен или отсутствует сосательный рефлекс, что еще в большей мере способствует угасанию лактации. В связи с этим возникает необходимость использования специальных смесей для недоношенных детей. При их разработке учтены особые потребности таких младенцев в энергии и пищевых веществах и, безусловно, принимается во внимание недостаточная зрелость пищеварительной системы, которая является лимитирующим фактором усвоения ряда важнейших нутриентов (лактозы, жиров, жирорастворимых витаминов и т. д.) [13].

Соотношение казеина и сывороточных белков приближено к таковому в грудном молоке; в составе современных смесей для недоношенных детей оно составляет 40 : 60.

В состав наиболее полно отвечающих потребностям ребенка современных специальных смесей (например, Фрисопре) включены нуклеотиды, что способствует более быстрому соматическому росту и укрепляет иммунную систему детей. Сведения о содержании нуклеотидов в грудном и коровьем молоке, а также европейские рекомендации по их содержанию в детских молочных смесях, принятые в 1996 г., представлены в таблице 2.

В организме нуклеотиды выполняют роль регуляторов различных процессов биосинтеза. В свою очередь, они могут синтезироваться в тканях организма и (в обычных условиях) не относятся к незаменимым нутриентам. Но этот синтез является энергоемким и его объем ограничен, примером чего является напряженный синтез нуклеотидов в слизистой оболочке кишечника новорожденных. Поэтому в определенных условиях, особенно при интенсивном росте, большое значение начинают приобретать пищевые нуклеотиды [14].

Нуклеотиды положительно влияют на созревание клеток кишечного эпителия и способствуют лучшему формированию кишечных ворсинок. Оказывая позитивное влияние на формирование кишечной микрофлоры, нуклеотиды тем самым улучшают процессы усвоения пищевых веществ. Это приводит к нормализации консистенции и частоты стула [14].

Включение в состав смеси Фрисопре глутаминовой кислоты и аргинина активизирует процессы созревания слизистой оболочки кишечника и повышает эффективность усвоения пищевых веществ. Аргинин вводится в состав смеси также в целях повышения биологической ценности белка и дополнительно способствует созреванию иммунной системы.

Аминокислота триптофан стимулирует продукцию серотонина, который, в свою очередь, необходим для развития головного мозга и является предшественником синтеза мелатонина, регулирующего смену суточных ритмов сна и бодрствования [15].

Таурин — не связанная с белком свободная аминокислота — играет важную роль в развитии нервной ткани и головного мозга. Таурин необходим для синтеза новых тканей и способствует активной клеточной пролиферации, что особенно важно в перинатальном периоде. Таурин также принимает участие в защите клеточных мембран от экзогенных токсинов, участвует в формировании зрительных элементов сетчатки глаза и в синтезе желчных кислот.

Исключительно важное значение имеет и жирнокислотный состав смесей для недоношенных детей, прежде всего в связи с тем, что у них ограничен эндогенный синтез важнейших длинноцепочечных полиненасыщенных жирных кислот — арахидоновой и докозагексаеновой [16]. Последние введены в состав некоторых продуктов (Фрисопре, Пре НАН, Хумана 0-ГА) и играют существенную роль в структуре и функции биологических мембран, являются эссенциальными компонентами фосфолипидов головного мозга, фоторецепторов сетчатой оболочки глаз [17].

В состав жирового компонента ряда продуктов (Хумана 0-ГА, Пре-Нутрилак, Фрисопре, Пре НАН) входят среднецепочечные триглицериды, которые обеспечивают усвоение жира без действия липазы, высокую абсорбцию жира в кишечнике, лучшее усвоение кальция и цинка [16].

Энергетическая ценность смесей для недоношенных детей, как правило, несколько выше и находится в пределах 75–80 ккал/100 мл, хотя некоторые продукты предлагается использовать в двух стандартных разведениях, получая при этом либо более, либо менее концентрированное питание (например: Пре НАН, Энфамил, Фрисолак Прематур).

Обязательным компонентом молочных смесей для недоношенных детей является витаминоподобное вещество L-карнитин, участвующий в метаболизме жирных кислот.

Введение в состав смеси пищевых волокон (галактоолигосахаридов) обеспечивает хорошие бифидогенные свойства продукта Фрисопре, способствует росту собственных бифидобактерий в кишечнике ребенка, что особенно важно для незрелых детей, учитывая высокую частоту дисбиотических нарушений.

К 17-му дню жизни энергетические потребности возрастают до 130 ккал/кг/сут. При искусственном вскармливании калорийность рациона не должна превышать 130 ккал/кг/сут. Использование в питании недоношенных детей женского молока, также как и проведение смешанного вскармливания, предполагает повышение калорийности к месячному возрасту до 140 ккал/кг/сут [12] .

На втором месяце жизни калорийность рациона ребенка зависит от массы тела при рождении: у ребенка, родившегося с массой тела более 1500 г, калорийность рациона снижается ежемесячно на 5 ккал/кг до норм, принятых для зрелых детей и составляющих 115 ккал/кг. Снижение калорийности рациона глубоко недоношенных детей (масса тела при рождении менее 1500 г) осуществляется в более поздние сроки — после 3-месячного возраста.

Введение специализированного продукта в рацион ребенка следует осуществлять постепенно, в течение 5–7 дней, с учетом индивидуальной переносимости. Искусственное вскармливание такой смесью следует продолжать до достижения ребенком веса около 3000 г, после чего ребенка постепенно (в течение 1 мес) переводят на стандартную смесь. В дальнейшем, при необходимости (глубокая недоношенность, малая прибавка в массе тела), смеси для недоношенных детей могут оставаться в рационе малыша на протяжении нескольких месяцев в небольшом объеме (1–2 кормления). При этом обязательным является расчет рационов питания не только по калорийности, но и по содержанию в нем основных пищевых веществ (особенно белка).

Литература

В. А. Скворцова, доктор медицинских наук
Т. Э. Боровик, доктор медицинских наук, профессор
Г. В. Яцык, доктор медицинских наук, профессор
С. Г. Грибакин, доктор медицинских наук
А. В. Андреева
О. Л. Лукоянова,
кандидат медицинских наук
Т. Р. Чумбадзе
НЦЗД, компания «Аника», Москва

На рисунке представлена последовательность использования методов кормления недоношенных детей.

Цель: Кормление недоношенного или тяжелобольного ребенка, при отсутствии сосательного и глотательного рефлексов

Читайте также:  Луна на голове у ребенка что это

Показания: Назначения врача

Противопоказания: Стеноз пищевода, привратника

— питательный зонд соответствующего размера (№4 – для новорожденных с массой тела менее 1000г – носовой, №6 – ротовой. При массе тела более 1000г — №6 – носовой и ротовой. При более 2500г — №6 – носовой, №10 — ротовой)

— лейкопластырь, шприц, электроотсос

— питание для ребенка (грудное молоко, смесь)

1. Подготовка к манипуляции:

1.1 Вымыть и осушить руки, надеть перчатки

1.2 Перед началом процедуры выяснить показания к кормлению через зонд (отсутствие сосательного рефлекса, глотания и др.)

1.3 Измерить зонд от кончика носа ребенка за ухо и до края грудины или от переносицы до пучка

1.4 Иметь наготове электроотсос и шприц (для предотвращения аспирации)

2. Выполнение манипуляции:

2.1 Вставить зонд через нос или рот (направлять зонд свободно не вталкивая, следить нет ли одышки, цианоза, апноэ и т.д.)

2.2 Определить положение зонда оттягиванием поршня шприца (эту процедуру повторять перед каждым кормлением)

2.3 Закрепить зонд лейкопластырем к крылу носа или щеке

2.4 Подсоединить шприц с питанием или капельно через линеомат или через шприц без поршня под силой тяжести в течении 8-10 минут

2.5 Оставить зонд в желудке, хорошо закрепив его или удалить (в зависимости от назначения врача)

3. Окончание манипуляции:

3.1 После кормления поместить ребенка лежа на правый бок или с приподнятым головным концом (облегчает опорожнение желудка и уменьшает опасность аспирации)

3.2 Извлеченный зонд поместить в дез. раствор

Примечание: Нельзя вводить питание через шприц с усилением или давлением поршня, в связи с быстрым заполнением желудка, возможностью аэрофагии, рвоты.

Техника отсасывания слизи и околоплодных вод из верхних дыхательных путей

Цель: Освободить дыхательные пути от слизи и околоплодных вод

Показания: Попадание околоплодных вод в дыхательные пути, аспирация. Асфиксия.

— перчатки, стерильный лоток, стерильный катетер

— р-р фурациллина 1:5000, марлевые салфетки

— лоток для использованного материала

1. Подготовка к манипуляции:

1.1 Подготовить все необходимое для манипуляции, расположив на инструментальном столике.

1.2 Вымыть руки, надеть перчатки, маску.

2. Выполнение манипуляции:

2.1 Распечатать упаковку с катетором (предварительно проверив герметичность упаковки и срок годности), или извлечь пинцетом катетор из емкости с дез. раствором (фурациллин 1:5000), индивидуальным для каждого ребенка.

2.2 Присоединить катетор к отсасывающей соединительной трубке электроотсоса (резиновому баллону). Для этого пинцетом охватить марлевую салфетку и положить ее на пальцы левой руки; пинцетом извлечь катетор из упаковки и проверить его целостность; вводимый конец катетора вложить в руку на салфетку, другой его конец присоединить к электроотсосу (резиновому баллону).

2.3 Переложить катетор с марлевой салфеткой в правую руку и взять его, как писчее перо, на расстояние 3-5 см от вводимого конца.

2.4 Увлажнить катетор в р-ре фурациллина.

2.5 Ввести катетор, осторожно продвигая его вперед с помощью вращательных движений в местах сопротивления.

2.6. Произвести прерывистую аспирацию, включив электроотсос, или сжав баллон, в течении 5-15 сек в зависимости от возраста больного. Аспирация повторяется до полного удаления содержимого.

2.7. Отключить электроотсос или разжать баллон и быстро удалить катетор.

3. Окончание манипуляции:

3.1 Использованный катетор, резиновый баллон, перчатки поместить в емкости с дез. раствором, обеззаразить сосуд-сборник, детали из пластмассы и резины, контактировавшие с отсасываемой жидкостью дезинфектантом.

Техника проведения гигиенической ванны

Цель: Обеспечить универсальную потребность ребенка быть чистым

Показания: Для очищения кожи

Противопоказания: Повышение t тела выше 38 градусов, гнойничковые заболевания кожи

— ванночка, мыло детское, мягкая губка (рукавичка)

— водяной термометр, вода (t — 36-37),

— кувшин с теплой водой (t – 36-36,5) для ополаскивания ребенка,

— простыня или полотенце для высушивания, чистая одежда для ребенка

— для грудных детей 5% р-р перманганата калия или отвар трав череды, ромашки

1. Первую гигиеническую ванну новорожденному ребенку проводят после отпадения пуповинного остатка и эпителизации пупочной ранки (7-10 день жизни, это через 1-2 дня после выписки из родильного дома)

— до 6 месяцев ребенка купают ежедневно

— до 2 лет – 2 раза в неделю

— летом следует купать детей чаще

— для детей первого полугодия 36,5-37 градусов

— старше 6 месяцев 36-36,5 градусов

3. Продолжительность ванны:

— для детей первого года 5-7 минут

— на втором году жизни 8-10 минут

4. Детей первого года жизни погружают в воду в пеленке

5. Лицо водой из ванны не моют

6. Детей первого полугодия купают в положении лежа, а старшего сидя

7. Купать детей следует перед кормлением, лучше перед ночным сном

8. Детей до 2-х месяцев купают в кипяченной воде

1. Подготовка к манипуляции:

1.1 Вымыть ванночку теплой водой с мылом и ополоснуть ее горячей водой

Примечание: если купание производить в детском учреждении, то

— вымыть ванночку горячей водой с мылом и щеткой

— обработать ванночку 1% р-ром лизафина

— ополоснуть ванночку горячей водой

1.2 Налить в ванну воду t 36,5-37 градусов (проверить термометром)

2. Выполнение манипуляции:

2.1 Завернуть ребенка в пеленку:

— уложить ребенка себе на левую руку так, чтобы его голова лежала у Вас на средней трети предплечья, а кистью захватите левое плечо ребенка

— поддержать правой рукой ножки ребенка, осторожно погрузить ребенка в воду

2.2 Правой рукой мыть последовательно, постепенно снимая пеленку:

— волосистую часть головы, по направлению спереди назад

Запомните! Особенно тщательно следует мыть естественные кожные складки.

2.3 Облить ребенка чистой водой t 36-36,5 градусов из кувшина

2.4 Завернуть ребенка в полотенце

3. Окончание манипуляции:

3.1 Обсушить кожу промокательными движениями

3.2 Одеть ребенка в чистую одежду соответственно возрасту

Техника обработки пупочной ранки

Цель:Способствовать заживлению пупочной ранки и ее рубцеванию; профилактике инфицирования пупочной ранки.

Показания:Отпадение пуповинного остатка, образование на его месте пупочной ранки.

Противопоказания: Нет.

— Набор стерильных палочек с ватным тампоном (крафт — пакет или «укладка» из бикса)

— 3 % р-р перекись водорода, 95 % спирт

— Перчатки стерильные, маска

— Лоток для стерильного материала, лоток для использованного материала

Возможные проблемы пациента:Беспокойство ребенка, кровоточивость ранки, серозные или гнойные выделения, гиперемия кожи вокруг ранки.

1. Подготовка к манипуляции:

1.1 Объяснить маме смысл манипуляции.

1.2 Вымыть тщательно руки, наденьте перчатки, маску

2. Выполнение манипуляции:

2.0 Осмотреть пупочную ранку.

2.1 Раздвинуть большим и указательным пальцем края ранки ( до конца манипуляции руку не убираем)

2.2 Обработать дно пупочной ранки стерильной палочкой, смоченной 3% р — ром перекиси водорода (или закапайте пипеткой 2-3 капли 3% р-ра перекиси водорода), опустить использованную палочку в лоток для использованного материала

2.3 Просушить дно ранки сухой стерильной палочкой, опустить ее в лоток для использованного материала

2.4 Обработать ранку 95 % этиловым спиртом, опустить палочку в лоток для использованного материала

2.5 Обработать пупочную ранку 5% р-ром калия перманганата не касаясь кожи, опустить в лоток для использованного материала

3. Окончание манипуляции:

3.1 Снять перчатки, поместить их в дез. раствор

1. Ранку обрабатывайте ежедневно до ее эпителизации.

2. Строго соблюдайте правила асептики.

3. При наличии изменений (кровоточивость, выделения из пупочной ранки) срочно сообщите врачу.

2.7. Отключить электроотсос или разжать баллон и быстро удалить катетор.

Давайте будем совместно делать уникальный материал еще лучше, и после его прочтения, просим Вас сделать репост в удобную для Вас соц. сеть.

Оцените статью
Супер мама всегда поможет — только лучшие советы