Современные методы психопрофилактики в родах

Психопрофилактическая подготовка беременных к родам (греч. psyche душа + prophylaktikos предохранительный) — метод подготовки беременных женщин к родам путем проведения специальных занятий, направленных на преодоление страха перед родами, предупреждение или облегчение болей во время родов. Психопрофилактическая подготовка беременных является важным звеном в системе рациональной организации родовспоможения.

Психопрофилактическая подготовка беременных оказывает большое дисциплинирующее и некоторое болеутоляющее действие, что благоприятно сказывается на течении и исходе родов; ее применение позволяет сократить продолжительность родов, уменьшить частоту разрывов промежности и шейки метки и слабости родовой деятельности, предотвратить гипоксию плода и асфиксию новорожденного, снизить величину кровопотери в последовом и раннем послеродовом периодах. Психопрофилактическая подготовка беременных помогает акушерам управлять родами, повышает общую культуру родовспоможения.

На основании учения И. П. Павлова о высшей нервной деятельности и анализа особенностей нервных процессов во время беременности и родов была создана концепция о происхождении и природе родовой боли. Установлено, что в формировании родовой боли наряду с раздражением нервных рецепторов полового аппарата принимает участие условнорефлекторный компонент, связанный с воздействием на вторую сигнальную систему. Страх перед родами, отрицательные эмоции резко понижают порог возбудимости коры головного мозга, и даже незначительные раздражители могут восприниматься как сильные боли. И наоборот, положительные эмоции повышают тонус коры и снижают болевую чувствительность.

В возникновении и укреплении отрицательных эмоций, связанных с родами, и страха перед ними существенная роль принадлежала общественно-историческим условиям, предрассудкам и религии. Роды, особенно патологические, с неблагополучным исходом для матери и ребенка внушали другим женщинам страх перед родами. Неминуемость родовых мук проповедовалась религией. Описание патологических родов в произведениях художественной литературы также способствовало закреплению в сознании женщин мнения о родах как о болезненном, мучительном, небезопасном для матери и ребенка процессе. Однако болевые ощущения не являются обязательными при развитии сократительной деятельности матки, брюшного пресса и скелетной мускулатуры, обеспечивающих нормальное течение родов (см.).

Русские врачи М. В. Добровольская в 1891 г. и А. Н. Ховрин в 1896 г. успешно применили гипноз для обезболивания родов. Сложность метода заключалась в необходимости присутствия во время родов врача-гипнотизера; метод не получил широкого распространения. Тем не менее была доказана возможность словесного воздействия на роженицу. В начале 30-х гг. 20 в. К. И. Платонов, А. П. Николаев и В. И. Здравомыслов предложили гипносуггестивный метод обезболивания родов. Научная разработка метода и внедрение П. п. б. относятся к 40-м гг. Основоположниками системы П. п. б. являются советский психоневролог И. 3. Вельвовский, невропатолог К. И. Платонов, акушеры В. А. Плотичер и Э. А. Шуг.

Разработанная в нашей стране система П. п. б. с 50-х гг. получила широкое распространение не только в нашей стране, но и за рубежом. Папа Пий XII от лица католической церкви дал разрешение на применение верующим католикам советского метода психопрофилактики болей в родах.

В 1951 г. был опубликован приказ Министра здравоохранения СССР о внедрении психопрофилактической системы как метода обезболивания родов (см.) в практику здравоохранения. Была намечена широкая программа учебного и организационно-методического характера. Много сделали для усовершенствования и популяризации метода А. П. Николаев, Ф. А. Сыроватко и А. И. Долин. Вначале метод именовался системой психопрофилактического обезболивания родов. В дальнейшем, когда стало очевидным преимущественно дисциплинирующее, а не обезболивающее действие метода, и возможность применения и совершенствования на его основе медикаментозного обезболивания, система получила название психопрофилактической подготовки беременных к родам. Сущность ее заключается в устранении страха и отрицательных эмоций перед родами, в убеждении женщины в необходимости ее активного и сознательного участия в родах. Этим достигается нормализация основных нервных процессов, регулирующих родовую деятельность, а также повышение порога возбудимости коры головного мозга. Благодаря этому не все импульсы из родовых путей преформируются в родовую боль.

Психопрофилактическая подготовка должна начинаться с первого посещения беременной женской консультации (см.) и длиться весь период беременности; особенно активно ее проводят в течение 4—5 нед. до родов и во время родов. Кроме тщательного акушерского, общесоматического и клинико-психологического обследования беременных, с ними проводятся занятия, включающие гимнастические упражнения и по показаниям — ультрафиолетовое облучение. Поэтому метод называют также физиопсихопрофилактической подготовкой к родам. П. п. б. не имеет противопоказаний.

Занятия проводятся в специально оборудованных кабинетах, где имеются наглядные учебные пособия (рисунки, таблицы, муляжи, плакаты). Целесообразно также иметь зал (помещение) для занятий гимнастическими упражнениями и проведения ультрафиолетового облучения.

На втором занятии беременных знакомят с течением нормальных родов по периодам. Обращают внимание на физиол, особенности первого и последующих периодов родов, на то, что первый период является самым продолжительным, характеризуется схватками, обеспечивающими раскрытие шейки матки, рассказывают о роли плодного пузыря и околоплодных вод. Женщинам разъясняют, что роды протекают при определенной затрате физических сил, особенно в периоде изгнания плода, и что их течение в значительной степени зависит от правильного поведения роженицы во время родов, от ее умения рационально расходовать физические силы, точно выполнять все указания медперсонала. Беспокойное поведение во время и вне схваток не только приведет к излишним затратам энергии, но может нарушить регулярность родовой деятельности и затруднить своевременное распознавание отклонений в родах от нормального течения. Беременных обучают правильному дыханию во время родов и приемам, позволяющим снизить болевые ощущения.

На третьем занятии повторяют сведения о периоде раскрытия шейки матки, изучают приемы, направленные на уменьшение болевых ощущений. Приемы заключаются в следующем: глубокое ритмичное дыхание во время схваток (роженица в это время должна лежать спокойно); легкое поглаживание живота кончиками согнутых пальцев рук в сочетании с дыханием, прижатие большими пальцами рук гребешков подвздошных костей у передневерхних остей, массаж кожи в пояснично-крестцовой области и др. Беременные под руководством врача, ведущего занятия, овладевают этими приемами.

Четвертое занятие посвящается второму и третьему периодам родов. Беременных обучают правильно тужиться (как задерживать дыхание во время потуги после предварительного глубокого вдоха, как сочетать потуги со схватками и т. д.), рассказывают, как надо вести себя вне потуг, в момент выведения головки и в послеродовом периоде.

Обращаетесь ли Вы при лечении к специалистам?
Да, так быстрее, чем искать, то что может быть симптомом 10-20 болезней.
40%
Обычно не обращаемся, убираем симптомы и все проходит само.
22.2%
Лечимся только сами, да плохо заниматься самолечением, но бывает это лучше и быстрее чем обратиться к врачу(запись, очереди, непонятные назначения), быстрее сам себе поможешь.
37.8%
Проголосовало: 545

На пятом занятии повторяют сведения, полученные ранее, еще раз выполняют приемы дыхания, поглаживания и др., знакомят с манипуляциями, которые проводятся медперсоналом в последовом и раннем послеродовом периодах (наблюдение за отделением последа, осмотр родовых путей).

Если позволяет время, проводят шестое занятие, на к-ром повторяют материал предыдущих занятий, изученные приемы и обучают беременных уходу за новорожденным.

Каждое занятие заканчивается гимнастическими упражнениями и, по показаниям, сеансом ультрафиолетового облучения. Иногда бывает целесообразно чередовать изложение материала с гимнастическими упражнениями. Проведенные занятия регистрируются в обменной карте беременных. Приемы и упражнения беременным рекомендуют повторять дома. Во время родов акушерка и врач напоминают роженице необходимые приемы и помогают правильно выполнять их.

Читайте также:  Месячные в срок при беременности на ранних сроках и тест отрицательный что это

По мере совершенствования метода в ряде консультаций стали выделять беременных с отягощенным акушерским анамнезом (группы риска) и отдельно заниматься с ними, воспитывая уверенность в благоприятном исходе предстоящих родов.

В. В. Абрамченко (1973) предложил метод психологического исследования с использованием разработанной им шкалы для количественной и качественной оценки психосоматического состояния беременных и рожениц, позволяющий оценить особенности их социального и психического статуса. В нем особое внимание обращается на отношение беременной к предстоящему появлению ребенка. Метод дает возможность проводить Психопрофилактическую подготовку беременных к родам дифференцированно, с учетом отклонений, которые могут быть выявлены у каждой женщины, и в случае необходимости сочетать П. п. б. с медикаментозным обезболиванием.

Результаты П. п. б. оцениваются врачом, ведущим роды, и заносятся в историю родов и обменную карту.

При этом по пятибалльной системе отдельно учитываются болеутоляющий и дисциплинирующий эффект (в числителе оценка болеутоляющего действия, в знаменателе — дисциплинирующего). В подавляющем большинстве случаев дисциплинирующий эффект выше обезболивающего. Кроме того, эффективность метода может оцениваться другим способом: наивысший эффект (+++), наименьший (+), неудовлетворительный эффект, т. е. беспокойное поведение роженицы, утрата контакта, крики (—).

Библиография: Баскаков В. П. О не которых особенностях психопрофилактического метода обезболивания родов, Труды Воен.-мед. акад. им. С. М. Кирова, т. 59, с. 64, Л., 1954; Бодяжина В. И. и Шмакин К. Н. Акушерство, с. 174, М., 1979; Вельвовский И. 3. Система психопрофилактического обезболивания родов, М., 1963, библиогр.; Петров-Маслаков М. А. Психопрофилактика родовых болей, Л., 1961; Плотичер В. А. Психопрофилактическая подготовка беременных к родам, М., 1959, библиогр.; Практическое акушерство, под ред. Я. П. Сольского, с. 167, Киев, 1976.

На втором занятии беременных знакомят с течением нормальных родов по периодам. Обращают внимание на физиол, особенности первого и последующих периодов родов, на то, что первый период является самым продолжительным, характеризуется схватками, обеспечивающими раскрытие шейки матки, рассказывают о роли плодного пузыря и околоплодных вод. Женщинам разъясняют, что роды протекают при определенной затрате физических сил, особенно в периоде изгнания плода, и что их течение в значительной степени зависит от правильного поведения роженицы во время родов, от ее умения рационально расходовать физические силы, точно выполнять все указания медперсонала. Беспокойное поведение во время и вне схваток не только приведет к излишним затратам энергии, но может нарушить регулярность родовой деятельности и затруднить своевременное распознавание отклонений в родах от нормального течения. Беременных обучают правильному дыханию во время родов и приемам, позволяющим снизить болевые ощущения.

Психопрофилактическая подготовка беременных к родам проводится до родов и во время родов. Цель подготовки: снятие психогенного компонента родовой боли, устранении представления о неизбежности родовой боли и создание нового представления о родах как о благоприятно протекающем физиологическом процессе, при котором боль не обязательна. Еще задолго до родов, в ранние сроки беременности, врач или акушерка начинает проводить беседы с беременной, стремясь выявить отношение женщины к родам и будущему материнству. При этом необходимо снять страх перед родами, создать положительные эмоции (уверенность в возможности безболезненного течения родов, радость материнства). Занятия проводят в специально выделенные часы. Можно ограничиться проведением четырех занятий за 4—5 недель до родов.

На первом занятии беременной сообщают краткие сведения об анатомии и физиологии женских половых органов, рассказывают об изменениях, происходящих в ее организме в связи с беременностью. О родах сообщают, как о нормальном физиологическом процессе, в котором различают три периода (дают понятие о трех периодах родов). Обращают внимание на то, что роды протекают при большой затрате физических сил. Поэтому важно, чтобы женщина во время родов сохраняла силы к решающему моменту родов — изгнанию плода.

На втором занятии указывают, как должна себя вести женщина при появлении схваток и в течение первого периода родов.

Беременных обучают следующим последовательным приемам: 1) во время схваток глубоко и ритмично дышать; 2) сочетать вдох и выдох с легким поглаживанием нижней половины живота кончиками пальцев обеих рук, проводимым от средней линии живота над лоном кнаружи и вверх; 3) лежа на боку, поглаживать руками пояснично-крестцовую область, сочетая с дыхательными движениями; 4) лежа на спине, прижимать кожу к внутренней поверхности гребешка подвздошной кости у обеих передне-верхних остей. Эти приемы должны быть хорошо усвоены беременной и точно ею выполняться.

На третьем занятии беременных знакомят с течением второго и третьего периодов родов, разъясняют, какие ощущения испытывает при этом женщина. Врач или акушерка обращает внимание на необходимость соблюдения рационального положения роженицы во время второго и третьего периодов родов. Беременных тренируют задерживать дыхание при потугах, а также обучают правильному дыханию и расслаблению всех мышц для уменьшения силы потуги в момент выведения головки плода. Занятие заканчивают описанием течения последового периода, продолжительности и характера схваток при нем.

Во время четвертого занятия повторяют все пройденное на предыдущих занятиях и проверяют правильность усвоения женщинами указанных приемов. Если при предыдущих посещениях консультации психопрофилактическая подготовка не проводилась в должном объеме, то четырех занятий бывает недостаточно. В таких случаях проводят пять занятий. Психопрофилактическая подготовка заканчивается ознакомлением женщин с порядком и обстановкой в родильном доме и информацией о возможных манипуляциях, которые проводят во время родов.

Эффективность психопрофилактической подготовки в значительной степени зависит от организации работы в родильном доме и поведения медработников. Неправильное поведение медперсонала (неосторожные разговоры, невнимательное отношение) может снизить результаты такой подготовки. При оценке эффективности сихопрофилактической подготовки учитывают поведение женщины во время родов и отзыв роженицы о ее ощущениях. На основании этих данных дается одна из следующих оценок: «полный эффект», «частичный эффект», «отсутствие эффекта».

Во время четвертого занятия повторяют все пройденное на предыдущих занятиях и проверяют правильность усвоения женщинами указанных приемов. Если при предыдущих посещениях консультации психопрофилактическая подготовка не проводилась в должном объеме, то четырех занятий бывает недостаточно. В таких случаях проводят пять занятий. Психопрофилактическая подготовка заканчивается ознакомлением женщин с порядком и обстановкой в родильном доме и информацией о возможных манипуляциях, которые проводят во время родов.

Большинство беременных женщин, начиная с третьего триместра, переживают о том, как же пройдут роды. Они волнуются не только о здоровье ребенка и родовых последствиях, но и о том, насколько будет больно. Многие врачи считают, что это наиболее опасный фактор, ведь женщина может настолько напугаться предстоящей боли, что прекратятся схватки, а это уже серьезная проблема. Именно поэтому зарубежные и российские врачи практикуют обезболивание родов с помощью медикаментов. Но доступен этот способ не всем роженицам, так как он имеет ряд противопоказаний. Наиболее распространенным методом обезболивания родов является психопрофилактический, он подходит всем женщинам. Именно о нем и пойдет речь дальше.

Что такое психопрофилактический метод обезболивания родов

Что такое психопрофилактический метод обезболивания

На первом занятии женщину знакомят с физиологическими особенностями детородных органов. Рассказывают о том, какие изменения происходят в период беременности.

Читайте также:  Красно коричневые выделения 40 недель

На втором занятии женщину знакомят с различными периодами родов и рассказывают о процессах, которые происходят во время рождения ребенка.

На третьем занятии рассказывают о том, как вести себя во время первого периода родов (схватки). Также учат правильно дышать, чтобы облегчить боли, показывают точки на пояснице, при массировании которых боль проходит.

Четвертое занятие знакомит женщину со вторым периодом родов (потуги). На нем учат правильно реагировать на болезненные схватки, распознавать потуги и тужиться.

На пятом занятии рассказывают о процессе исторжения ребенка. Также обучают специальной методике дыхания, которая помогает родить ребенка быстро и безболезненно.

Что такое психопрофилактический метод обезболивания родов

Шестое занятие посвящается родильному дому и обстановке, которая ждет там роженицу. Это позволяет женщине почувствовать, что там ее ждут врачи, которые будут всячески помогать ей в процессе родов.

Седьмое занятие является закрепляющим. Оно включает в себя краткое повторение усвоенных знаний и проводится за неделю до родов. В случае если роды не наступили, то с женщиной еще раз проводится седьмое занятие, чтобы она не потеряла психологический настрой.

Что такое психопрофилактический метод обезболивания родов

Такой метод позволяет с легкостью и без боли перенести роды. Главное, чтобы женщина убедилась в возможности безболезненных родов и воспринимала этот процесс не как мучительную процедуру, а как трудоемкий процесс, который требует от нее вложения физических сил. Как правило, пройдя курс таких занятий, роженица ведет себя абсолютно спокойно и уверенно во время родов, что позволяет ей не думать о болевых ощущениях и, соответственно, меньше чувствовать их.

Седьмое занятие является закрепляющим. Оно включает в себя краткое повторение усвоенных знаний и проводится за неделю до родов. В случае если роды не наступили, то с женщиной еще раз проводится седьмое занятие, чтобы она не потеряла психологический настрой.

Немедикаментозное воздействие

Принципы обезболивания родов

В настоящее время необходимость обезболивания родов, особенно в случаях их патологического течения и наличия у роженицы сопутствующей экстрагенитальной патологии, очевидна. Преимущества аналгезии во время родов заключаются не только в облегчении страданий и уменьшении эмоционального напряжения роженицы, но и в прерывании симпатоадреналового ответа на боль, обеспечении стабильности сердечнососудистой системы, улучшении маточно-плацентарного кровотока. Эффективное обезболивание родов способствует уменьшению энергозатрат, работы дыхательной системы, снижает потребление кислорода, предотвращает гипервентиляцию, гипокапнию и респираторный алкалоз, а также препятствует развитию вазоконстрикции и редукции маточно-плацентарного кровотока. Выбор метода обезболивания осуществляет анестезиолог-реаниматолог совместно с ведущим роды акушером-гинекологом, при этом учитывают выраженность болевого синдрома, акушерскую ситуацию, предполагаемый момент родов, наличие и тяжесть сопутствующей экстрагенитальной патологии, а также имеющиеся противопоказания к тем или иным методам обезболивания.

Однако это не означает, что всем роженицам требуется медикаментозное обезболивание. Эффективность различных немедикаментозных методов основана на естественной активации собственной антиноцицептивной системы организма женщины в предродовом периоде.

К методам немедикаментозного воздействия относят различные варианты физиопсихопрофилактической подготовки беременных к родам, а также гипноз и внушение, акупунктуру и электроакупунктуру, электроаналгезию и чрезкожную электронейростимуляцию.

В различных исследованиях при использовании данных методов показаны принципиальная возможность достижения аналгезии, отсутствие отрицательного воздействия на организм матери и плода, благоприятное влияние на течение родов. Тем не менее, в настоящее время применение указанных методов аналгезии в акушерстве ограниченно вследствие недостаточной мотивации, высокой вероятности частичного обезболивания, отсутствия необходимого опыта у врачей.

Подготовка к деторождению состоит из серии бесед, участие в которых будущего отца весьма желательно. Обучение родителей сути процессов, сопровождающих беременность и роды, проводится в виде лекций, аудиовизуальных занятий, групповых дискуссий. Мать необходимо обучить правильному расслаблению, упражнениям, укрепляющим мышцы живота и спины, повышающим общий тонус, расслаблению суставов (в основном тазобедренных). Ее также следует обучить использованию разных способов дыхания при маточных сокращениях в первой и второй стадиях родов, а также непосредственно в момент рождения головки плода. Хотя подготовка к деторождению снижает реакцию на боль, нужда в других методах обезболивания остается приблизительно такой же, как и в контрольной группе. Вместе с тем необходимость обезболивания у подготовленных женщин в процессе родов наступает все же позднее. Целесообразно обсудить возможный способ обезболивания еще во время дородовых бесед и избегать применения медикаментов без серьезной необходимости либо могущих причинить вред плоду. Если это не сделано, результатом может быть значительное снижение (иногда — полное отсутствие) эффекта медикаментозного обезболивания, если необходимость его все-таки возникла. Следует четко разъяснить, что применение эпидуральной анестезии или других необходимых методик обезболивания при правильном выполнении для ребенка безвредно.

Необходимо отметить, что психопрофилактическая подготовка беременных к родам, разработанная и внедренная в широкую практику впервые в России (в Европе этот метод носит название — метод Ламазе, или «русский метод»), заключается в том, чтобы с помощью отдельных занятий повысить порог возбудимости коры головного мозга и создать так называемую положительную родовую доминанту в коре головного мозга. Психопрофилактическая подготовка не является самостоятельным методом, а осуществляется в комплексе с физической подготовкой беременных. Ее следует начинать с первого посещения беременной консультации и завершать за 7-10 дней до родов. Первое занятие врач проводит индивидуально, следующие занятия — специально обученная акушерка групповым методом.

Психопрофилактическая подготовка беременных к родам заключается в том, чтобы с помощью отдельных занятий повысить порог возбудимости коры головного мозга и создать так называемую положительную родовую доминанту в коре головного мозга.

Цель — установить психологический контакт между врачом и беременной, выяснить отношения в семье, условия быта и труда, ознакомиться с особенностями личности беременной и ее отношением к беременности и родам (желанная ли беременность, какие опасения есть у беременной, какая социально-правовая помощь ей нужна).

1. Гигиена беременной во II и III триместрах.

2. Анатомо-физиологические особенности женского организма (строение половых органов, менструальный цикл, зачатие, развитие беременности).

3. Периоды родов (краткая характеристика).

4. Роды как безболезненный и малоболезненный физиологический акт.

III ЗАНЯТИЕ

Подготовка к первому периоду родов. План:

2. Схватки и механизм раскрытия шейки матки.

o углубленное дыхание, значение дыхания во время родов;

o поглаживание кожи живота и потирание поясницы;

o прижатие “точек обезболивания”.

4. Другие наставления по управлению родами:

o усиление схваток при ходьбе и в положении на боку;

o наблюдение за схватками по минутам.

5. Обучение приемам обезболивания и обоснование их действенности.

Акцентируют внимание беременных на том, что излитие вод даже при отсутствии схваток является показанием для экстренного поступления в родильный дом.

Подготовка ко второму периоду родов. План:

1. Признаки наступления второго периода родов.

2. Механизм периода изгнания.

3. Обучение проведению второго периода родов:

o тренировка проведения потуги,

o поведение в момент выведения головки.

Установка на родильный дом.

1. Последовательное описание обстановки родильного дома и тех процедур, которые проходит роженица.

2. Отправление основных физиологических потребностей в родах.

3. Акушерское наблюдение в родах.

4. Радость материнства и взаимоотношения с персоналом родильного дома.

Последние 4 занятия целесообразно проводить во время дородового отпуска.

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Психопрофилактическая подготовка беременных к родам заключается в том, чтобы с помощью отдельных занятий повысить порог возбудимости коры головного мозга и создать так называемую положительную родовую доминанту в коре головного мозга.

Практика показывает, что психопрофилактическая подготовка к родам имеет большое значение абсолютно для всех будущих мам, независимо от того, какая по счету у них беременность. Сегодня ее осуществляют во всех перинатальных центрах и в частных школах будущих мам. Рассмотрим ее основные особенности, а также главные направления проведения.

Читайте также:  Может ли плодное яйцо раствориться в матке

Суть подготовки

Прежде чем рассматривать основные направления данной подготовки, надо определить ее суть.

Практика показывает, что независимо от того, какой по счету является протекающая беременность, все женщины с опаской ожидают момента появления малыша на свет. В связи с этим они испытывают массу волнений, которые порой перерастают в настоящие страхи и сложные переживания. В особенности это характерно для первородящих женщин, которые ранее не испытывали схваток и ожидают момента их наступления, мысленно подготавливаясь к адским мукам, о которых рассказывали их подруги и знакомые.

Основная роль акушерки в психопрофилактической подготовке к родам заключается в выведении женщины из состояния страха и погружении ее в полную расслабленность. Она должна ожидать предстоящий процесс появления ребенка на свет только с положительными эмоциями.

Занятия в школах будущих мам

Неотъемлемым элементом психопрофилактической подготовки к родам беременных женщин является посещение занятий, проходящих в школах будущих мам. На таких занятиях проводятся лекции, которые непременно помогут подготовиться к процессу появления ребенка на свет. На них рассказывается о том, какое внутреннее психологическое состояние нужно развить в себе, отправляясь на роды, а также описывается, как непосредственно происходит процесс деторождения.

После прохождения теоретического курса будущих мам, как правило, распределяют на несколько групп, а затем начинают предоставлять им всю необходимую информацию дозированно и так, чтобы она максимально хорошо усвоилась.

Рассмотрим далее особенности уроков, проходящих в таких группах.

Первое занятие. Введение в курс

На первом занятии, посещенном в рамках прохождения психопрофилактической подготовки к родам, происходит знакомство женщины со строением половых органов, а также основами физиологического развития плода. В это же время, как правило, происходит объяснение природы болей во время схваток.

В число целей обучения, поставленных на первом занятии, входит создание необходимого настроя беременной на предстоящие роды, а также объяснение, как мобилизовать собственную волю. Для того чтобы достигнуть поставленных целей, с женщиной проводятся специальные занятия, которые называются аутогенными тренировками.

Во время первого занятия беременную женщину обучают тонкостям точечного самомассажа: эти элементы она должна будет применить во время протекания схваток для того, чтобы снизить уровень болезненных ощущений.

Второе занятие. Разъяснение особенностей процесса родов

Во время проведения второго занятия происходит наиболее детальное ознакомление с механизмом схваток. В это время в рамках проведения психопрофилактической подготовки к родам женщину обучают ведению подсчета продолжительности спазматических сокращений и пауз, наблюдаемых между ними.

На данном этапе основной задачей акушеров является донесение до будущей мамы информации о том, что у всех женщин болезненность схваток характеризуется по-разному, а для того чтобы облегчить их, можно использовать разные техники дыхания, а также контролирования мышц (им также обучают).

Третье занятие. Моральная подготовка

Неотъемлемым этапом прохождения программы психопрофилактической подготовки к родам является изучение таких понятий, как потуги и схватки. В соответствии с прописанной программой, на третьем занятии будущих мам учат контролю процесса потуг при помощи осуществления специальных дыхательных упражнений. Также в это время женщинам предлагается освоить методики расслабления, которые будут уместными между потугами.

Следует отметить, что во время потуг рожениц, как правило, ожидают такие неприятные моменты, как непроизвольное мочеиспускание, отхождение газов или даже кала — к этому также морально подготавливают.

На третьем занятии также объясняют и то, что именно во время потуг роженице необходимо четко следовать всем рекомендациям врача-акушера, и доносят до осознания то, что четкое и правильное исполнение всех команд является залогом успешного исхода всего процесса.

Что происходит накануне родов

Немаловажным элементом психопрофилактической подготовки к родам является правильное прохождение последнего этапа подготовки к предстоящему процессу деторождения. Следует отметить, что данный период является наиболее сложным для будущей мамы. Как показывает практика, в это время будущая роженица уходит в себя и больше занимается домашними делами. В это время ей приходится прислушиваться к каждому движению внутри живота, при ощущении которых она все чаще поддается страхам по поводу предстоящего процесса.

В большинстве рекомендаций акушеры-гинекологи отмечают, что за день до родов малыш как бы замирает: его не слышно, он не толкается, а боли куда-то исчезают. Они отмечают, что этот момент дается женщине природой для того, чтобы морально и физически она сумела настроиться на предстоящее родоразрешение. Отмечается, что далее ощущения сменяются тошнотой, недомоганием и полным отсутствием аппетита, а перед началом схваток, как правило, наблюдается лихорадка и активное потоотделение.

Процедуры перед родоразрешением

Непосредственно перед процессом родоразрешения женщина должна пройти обязательный осмотр у гинеколога, а для создания правильного морального настроя осуществляется проведение беседы.

Психопрофилактическая подготовка к родам, проводимая на данном этапе, включает в себя осуществление определенных манипуляций, которые в некоторой степени сумеют облегчить процесс. Женщину успокаивают и настраивают на то, что если следовать инструкциям врача, процесс пройдет гладко, менее болезненно и без осложнений.

Основные методы психопрофилактической подготовки к родам

Современная практика показывает, что существует целый ряд методик осуществления профилактической и психологической подготовки к предстоящему процессу рождения на свет новой жизни. К их числу относятся:

  • занятия аутотренингом;
  • общение с близкими друзьями, родственниками или любимым человеком;
  • отвлечение на приятные моменты;
  • изучение техник борьбы со страхами;
  • занятие любимым делом.

Немаловажным элементом на этапе подготовки к родам и в процессе рождения ребенка является поддержка любимого человека. Многие акушеры рекомендуют посещать школы материнства вместе с будущим отцом малыша: там он также сумеет освоить некоторые методики борьбы со страхами для того, чтобы в нужную минуту не потерять самообладание и суметь поддержать женщину. Супруг также может обучиться целому ряду обезболивающих техник для того, чтобы в нужный момент помочь их исполнением на деле. Специалисты в области гинекологии нередко отмечают, что партнерские роды, которые стали довольно популярными в последнее время, настраивают роженицу на нужный лад, а также помогают отвлечься от происходящего, обращая ее внимание на положительные эмоции.

Из числа наиболее популярных современных методик проведения подготовки к предстоящим родам следует выделить три основные:

  • метод Ламаза, который основывается на медитации, в рамках которой будущая мама должна моделировать процесс рождения ребенка;
  • метод Николаева, предусматривающий перестроение сознания беременной женщины так, чтобы процесс рождения ребенка воспринимался как основная физиологическая составляющая;
  • метод Вельвовского, основанный на особенном образе общения акушера с роженицей, в ходе которого создается правильное взаимодействие между корой мозга и отдельными подкорковыми структурами.

После прохождения теоретического курса будущих мам, как правило, распределяют на несколько групп, а затем начинают предоставлять им всю необходимую информацию дозированно и так, чтобы она максимально хорошо усвоилась.

http://xn--90aw5c.xn--c1avg/index.php/%D0%9F%D0%A1%D0%98%D0%A5%D0%9E%D0%9F%D0%A0%D0%9E%D0%A4%D0%98%D0%9B%D0%90%D0%9A%D0%A2%D0%98%D0%A7%D0%95%D0%A1%D0%9A%D0%90%D0%AF_%D0%9F%D0%9E%D0%94%D0%93%D0%9E%D0%A2%D0%9E%D0%92%D0%9A%D0%90_%D0%91%D0%95%D0%A0%D0%95%D0%9C%D0%95%D0%9D%D0%9D%D0%AB%D0%A5http://www.medical-enc.ru/14/obezbolivanie_rodov_2.shtmlhttp://7myfamily.ru/rody/chto-takoe-psixoprofilakticheskij-metod-obezbolivaniya-rodov/http://studopedia.su/13_145070_psihoprofilakticheskaya-podgotovka-k-rodam.htmlhttp://fb.ru/article/456427/psihoprofilakticheskaya-podgotovka-k-rodam-poleznyie-sovetyi-i-rekomendatsii-spetsialistov

Давайте вместе будем делать материал еще популярнее, и после его прочтения сделаем репост в удобную для Вас социальную сеть

.

Оцените статью
Супер мама всегда поможет — только лучшие советы